ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ ДЕТСКИЙ САД № 204 ОАО "РЖД" г. АБАКАН

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

программа логопед кирман

Содержание

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка ……………………………………………………………………….……….3

1.2 Характеристика особенностей развития детей с ОНР……………………………………….………4

1.3  Планируемые результаты освоения  программы……………………………………….…….….....5

  1. II. Содержательный раздел.
  2. Система  коррекционно-развивающей работы………………………………………………………

2.4 Система  диагностирования речи детей с ОВЗ……………………………………………………….18

….25

Литература…………………………………………………………………………………… ……………21

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

            Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе  компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (старшая группа) разработана  на основе адаптированной образовательной программы   Детского сада № 204 ОАО «РЖД»  в соответствии:

  • ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г). Регистрационный N 30384 (далее ФГОС ДО);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 7.июня 3013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
  • Уставом Детского сада № 204 ОАО «РЖД»
    • «Примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной СПб, 2014.
    • Современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
    • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.К.Комаровой, М.А.Васильевой.
    • Программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

А также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Теоретической основой «Программы» стали:

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов. Рабочая программа разработана на период 2018-2019 учебного года (с 01.09.2018 по 30.05.2019 года). Участники образовательного процесса: дети 5-6 лет, воспитатели, специалисты, родители.

Программа является «открытой» и предусматривает  вариативность, интеграцию изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости (например, темы занятий  могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников).

       Целью программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи для устранения речевых недостатков, способствующей дальнейшей социализации детей в обществе. 

  В связи с этим логопедическая работа с детьми с ОНР направлена на решение задач:

1.Создать условия для устранения дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развития фонематического слуха и восприятия (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Создать условия для развития навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

3.Создать условия для уточнения, расширения и обогащения лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

4. Создать условия для формирования грамматического строя речи.

5.Создать условия для развития связной речи старших дошкольников.     

6.Создать условия для развития коммуникативных компетенций форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;

7. Создать условия для оказания консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Программа имеет в своей основе следующие принципы:

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

-  принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип партнерского взаимодействия с семьей

Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются

 коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.

          1.2 Характеристика особенностей развития детей с ОНР.

         Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (формы и продолжительности занятий). В теории и практике логопедии ОНР рассматривается  в двух значениях:

  1. -ОНР как различные сложные речевые расстройства, при  которых у детей нарушено формирование  всех компонентов речи. В данном случае симптоматика ОНР наблюдается при различных по механизмам формах речевых нарушений: моторной алалии (F 80.1), сенсорной алалии (F 80. 2), детской афазии (F 80.3), дизартрии (R 47.1), ринолалии (R 49.2)
  2. - Общее недоразвитие речи,  как самостоятельная форма расстройства речи.

       При разработке программы учитывался контингент детей группы.Комплектование группы осуществлялось на основании заключения территориальной психолого - медико - педагогической комиссии г. Абакана. На начало обучения в группе 16   детей  из них с ОНР –III уровня с клиническим проявлением дизартрии – 6  человека,   ОНР – III уровня -  9 человек,

 ОНР – II- III уровня -1 человек (Приложение №1)

  Для детей ОНР – III-уровня, с клиническим проявлением дизартрии характерны следующие нарушения.   Активный словарный запас ограничен. Аграмматизмы,  согласования в роде, числе, падеже. Фонематическое восприятие не сформировано.  Полиморфное нарушение звукопроизношения (свистящий, шипящий парасигматизм,  ламбдацизм, ротацизм до 15 звуков). Слоговая структура сложных слов нарушена по типу упрощения. Движения  артикуляционного аппарата вялые,   объём движений неполный, в замедленным темпе, с появлением содружественных движений,  гиперкинезов.  Речь «смазанная», нечеткая. Навыки звукового анализа не сформированы. Голос   слабо-модулированный.  Испытывает затруднения при составлении рассказа, пересказа, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении.  

             Для детей ОНР – III-уровня. Активный словарный запас ограничен. Аграмматизмы согласования в роде, числе, падеже. Фонематическое восприятие не сформировано.  Полиморфное нарушение звукопроизношения (шипящий парасигматизм,  ламбдацизм, ротацизм до 6 звуков).   Слоговая структура сложных слов нарушена по типу упрощения. Артикуляционная моторика не сформирована Объём движений артикуляционного аппарата неполный. Навыки звукового анализа не сформированы. Голос тихий, слабо-модулированный. Испытывают затруднения при составлении рассказа, пересказе, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении. 

Для детей ОНР – II-III-уровня характерны следующие нарушения.   Активный словарный запас ограничен. Аграмматизмы,  согласования в роде, числе, падеже. Фонематическое восприятие не сформировано.  Полиморфное нарушение звукопроизношения (свистящий, шипящий парасигматизм,  ламбдацизм, ротацизм до 15 звуков). Слоговая структура сложных слов нарушена по типу упрощения. Речь «смазанная», нечеткая. Навыки звукового анализа не сформированы. Голос   слабо-модулированный.  Испытывает затруднения при составлении рассказа, пересказа, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении.  

           1.3  Планируемые результаты освоения программы.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах освоения Программы.

В результате коррекционной работы дети  могут:

      -  понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

     -  фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи (свистящие, шипящие);

     -  правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной   речи (5,6,7,8,9  

         уровень);

      - владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных

      -  пользоваться в самостоятельной речи простыми    распространенными сложными предложениями,    

          владеть навыками объединения их в рассказ;

     -  владеть элементарными навыками пересказа;

     -  владеть навыками диалогической речи;

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

2.1 Система коррекционно-развивающей работы

  Коррекционно-развивающая работа в старшей группе направлена на решение задач, связанных с   развитием и формированием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению эле­ментарными навыками письма и чтения. При этом логопе­ду необходимо обладать четкими представлениями о:

  • сохранных компонентах языка ребенка, которые по­служат базой для дальнейшего совершенствования его речевого развития;
  • степени и характере остаточных проявлений недораз­вития речи ребенка;
  • особенностях психического и моторного развития ре­бенка, важных для полноценного преодоления недо­развития речи.
  • способности к сосредоточению;
  • умения войти в общий ритм и темп работы и удержи­ванию его в течение занятия;
  • умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;
  • возможности использования помощи партнера по ра­боте.
  • формированию кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития ручной и артикуляторной моторики.
  •  совершенствованию кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.
  • развитию кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. 
  • совершенствованию кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
  • совершенствованию движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.
  • формированию слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур
  • обучению детей умению правильно слушать и слышать речевой материал.
  • формированию четкого слухового образа звука.
    • Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти,  
    • Развитие лексико-грамматических средств языка
    • предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;
    • сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность
      • Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
      • существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (сок, молоко)», «читает книгу (газету)»;
      • существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб?  Мама режет хлеб ножом».
      • Формирование произносительной стороны речи

В процессе коррекционно-развивающейработы особое внимание уде­ляется развитию у детей:

Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и упрочение со­ответствующих навыков в актах речевой коммуникации.

Основные направления коррекционно-развивающейработы:

     зрительно-пространственных представлений.

 -  Учить детей вслушиваться в обращенную речь.

 -  Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

 - Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного  числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).

 - Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

 - Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой моя», «мое»в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

 - Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

 - Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

 - Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям, различным материала. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая?Какое?»;обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

 – Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

-  Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».

 - Учить использовать предлоги «на, под, в, из»,обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

 - Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

 - Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» —«подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.).

 - Учить образовывать прилагательные; прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-.

 - Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами

(«добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).

 - Уточнять значения обобщающих слов.

 - Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

 - Учить составлять разные типы предложений:

 - Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).

- Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации  действий, по картинке, по моделям:

 -  Формировать навык составления короткого рассказа.

 - Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).

 - Расширять навык построения разных типов предложений.

- Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. 

 - Учить составлять короткие рассказы по картине.

-  Формировать сенсорно-перцептивного уровнь восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией)

– Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;

- Уточнять у детей произношение сохранных звуков. Вызывать отсутствующие звуки закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

 - Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях .

 - Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

 - Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость - звонкость; твердость - мягкость.

  • Формировать  кинестетическую и кинетическую основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.
  • Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

 - Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

 - Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и  т. п.),   анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.

 - Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.

 - Определять наличие звука в слове,  в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

2.2  Алгоритм коррекционно-развивающей работы:

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Стартовая психолого-

педагогическая и логопедическая диагностика

детей с речевыми нарушениями.

Формирование информационной

готовности педагогов ДОУ и

родителей к проведению

эффективной коррекционно-

педагогической работы с детьми.

Конструированиеиндивидуальных

коррекционно-речевыхпрограмм помощи ребёнку в ДОУ и семье.

Конструирование программгрупповой (подгрупповой)работы с детьми, имеющими

сходные структуры речевогонарушения

 Конструированиесходные структуру речевого

нарушения. Конструированиепрограмм взаимодействияспециалистов ДОУ и

родителей ребёнка.

Основной

Решение задач, заложенных в

индивидуальных и фронтальных

(подгрупповых) коррекционных

программах. Психолого-

педагогическая диагностика.Согласование, уточнениехарактера коррекционно-педагогического влиянияучастников коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определённого

позитивного эффекта в

устранении у детей

отклонений в речевом

развитии.

Заключительный

Оценка качества и устойчивости

результатов коррекционно-

речевой работы ребёнком

(группой детей).

Определение дальнейших

коррекционно-образовательных

перспектив для детей.

Изменение, корректировка групповой и

индивидуальных  программ.

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется различными методами, среди которых условновыделяются: наглядный, словесный и практический.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные –на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические

используются при формировании речевых навыков путём широкого применения специальных

упражнений и игр.   

  Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Тематический план старшей группы компенсирующей направленности

 

Сроки

Темы

1-2

Сентябрь

обследование

3

18-22

Фрукты

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

4

25-29

Хлеб

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

1

Октябрь

01-05

Осень

Звук и буква У

2

08-12

Деревья, кустарники

Звук и буква А

3

15-19

Перелетные птицы

Звуки У-А

4

22-26

Гардероб

(одежда, головные уборы, обувь)

Звук и буква П

5

29-02

Звук и буква О

1

Ноябрь

05-09

Домашние животные, птицы

Звук и буква И

2

12-16

Дикие животные наших лесов

Звук и буква М

3

19-23

       Зоопарк (животные жарки стран и Севера)

Звук и буква Н

4

26-30

Подводный мир

Звук и буква Т

1

Декабрь

03-07

Зима

Звук Ть и буква Т

2

10-14

Зимующие птицы

Звук и буква К

3

17-21

Зимние забавы. Зимние виды спорта

Звук Кь, буква К

4

24-29

Новый год

Звуки Кь-К. буква К

1

Январь

09-11

Каникулы

 

2

14-18

Дом. Мебель.

Звуки П-Т-К

3

21-25

Посуда

Звук и буква Б

4

28-01

Продукты питания

Звук Бь. Буква Б

1

Февраль

04-08

Наземный, водный, воздушный транспорт

Звук и буква Э

2

11-15

Профессии. Профориентация дошкольников

Звуки Г, Гь. Буква Г.

3

18-22

Защитники Отечества.

 Моя Родина.

Звук и буква Л

4

25-01

Звук Ль. Буква Л

1

Март

04-07

Весна.

Мамин праздник

Звук и буква Ы

2

11-15

Звук и буква С

3

18-22

Народная культура и традиции (русские)

Звук Сь. Буква С

4

    25-29

Народная культура и традиции (хакасские)

Звук и буква Ш

1

Апрель

01-05

Человек. Здоровье. Спорт

Звуки С-Ш

2

08-12

Космос

Звуки Х, Хь. Буква Х

3

15-19

Неделя безопасности

Звуки В, Вь. Буква В

4

22-30

Три стихии (экологические представления)

Звуки З,Зь и буква З

1

Май

06-08

День Победы

Звук и буква Ж

2

13-17

Цветы. Комнатные растения

Звуки З-Ж

3

20-24

Семья

Звуки Д, Дь. Буква Д

4

27-31

Лето. Насекомые

Звуки Ф, Фь. Буква Ф

Перспективный план по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи

 

сроки

Темы

 

Сентябрь

обследование

1

18-22

Фрукты

Учить подбирать существительные к прилагательным , согласовывать их в роде, числе, падеже.  «Что ты любишь?» составление предложений по картинкам.

2

25-29

Хлеб

Словообразование  относительных прилагательных.(от сущ. зерно, пшеница). Образование родственных слов от слова хлеб. Составление коллективного рассказа «Откуда хлеб пришел?»

3

Октябрь

01-05

Осень

Учить подбирать признаки к слову «Осень» и согласовывать имена существительные с именами  прилагательными в роде, числе и падеже. Составление предложений по двум опорным картинкам «Что бывает осенью?»

4

08-12

Деревья, кустарники

Учить образовывать  относительные прилагательные, согласование сущ. с числительными.  Заучивание стихотворения  «Ели»с опорой на мнемотаблицу. (Бойкова)

5

15-19

Перелетные птицы

Учить  образовывать и употреблять приставочные глаголы и предлоги.  Упражнять в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

6

22-26

Гардероб

(одежда, головные уборы, обувь)

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамиик, чик, ечк, очк, еньк, оньк; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными. Пересказ рассказа Н.Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок.

7

29-02

Формирование умения подбирать и согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа; упражнять в умении подбирать слова  противоположные по значению. Описательный рассказ об обуви с опорой на схему.

8

Ноябрь

05-09

Домашние животные, птицы

Учить образовывать сложные слова, притяжательные прилагательные. Заучивание стихотворения «Кошка» с опорой на мнемотаблицу. (Бойкова)

9

12-16

Дикие животные наших лесов

Учить образовывать притяжательные прилагательные; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за.

10

19-23

       Зоопарк

Упражнять в согласовании падежных конструкций. Составление рассказов-описаний по предлагаемой схеме.

11

26-30

Подводный мир

Учить согласовывать существительные с числительными, прилагательными. Изменять прилагательные по родам и числам. Составление описательного рассказа «Рыба» по плану.

12

Декабрь

03-07

Зима

Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени. Составление рассказа по сюжетной картинке.

13

10-14

Зимующие птицы

Учить образовывать глаголы; образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. Составление описательного рассказа по схеме.

14

17-21

Зимние забавы.

Спорт.

Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имен существительных в различных падежах. Составление рассказа «На прогулке»

15

24-29

Новый год

Учить употреблять предлог БЕЗ и имена существительные в различных падежах. Составлять простые предложения по сюжетным картинкам.

 

Январь

09-11

Каникулы

 

16

14-18

Дом. Мебель.

Учить подбирать глаголы к  именам существительным, подбирать антонимы. Описательные рассказы.

17

21-25

Посуда

Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды.

18

28-01

Продукты питания

Учить выделять общий признак  в словах. Развивать умение обобщать.  закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов

19

Февраль

04-08

Транспорт

Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа. Игра «Продолжи предложение»

20

11-15

Професси

Проф-ая

 ориен-ция

Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; Составление предложений по сюжетным картинкам.

21

18-22

Защитники Отечества.

Моя Родина.

Образование прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.  Заучивание стихотворение «Наша Армия» (Бойкова)

22

25-01

Познакомить с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных;  развивать умение согласовывать слова в предложениях. Доскажи предложение «В моей стране много…»

23

Март

04-07

Весна.

Мамин праздник

Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам. Описательный рассказ о маме.

24

11-15

Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа. Рассказ о весне по плану.

25

18-22

Народная культура и традиции (русские)

Закреплять навыки лексико-грамматического оформления монологических высказываний . Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с элементами драматизации.

26

    25-29

Народная культура и традиции (хакасские)

Учить навыкам лексико-грамматического оформления монологических высказываний с применением интеллектуальной карты

27

Апрель

01-05

Человек. Здоровье. Спорт

Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов.

28

08-12

Космос

Образование существительных мн.ч. именительного и родительного падежей. Правильное употребление предлогов.

29

15-19

Неделя безопас-ти

Составление рассказа по картинке.

30

22-30

Три стихии

Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами.

31

Май

06-08

День Победы

Формировать навык целенаправленного восприятия серии картин; обучать составлению пересказа с опорой на серию сюжетных картин.

32

13-17

Цветы. Комнатные растения

Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова и пересказывать текст.

33

20-24

Семья

Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико-грамматических конструкций. Пересказ рассказа Л.Кассиль «Сестра»

34

27-31

Лето. Насекомые

Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов.

           

                                                                                                                                                         

Содержание работы по развитию  фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза). (подгруппа 6-7 детей )

Развитие просодической стороны речи

Сформировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Сформировать навык мягкого голосоведения.

Сформировать  стремление  к правильному умеренному темпы речи (по подражанию логопеду), к ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Уточнить  произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Активизировать  движения речевого аппарата,  закрепить  готовность  его к формированию звуков всех групп.

Сформировать  правильные уклады заднеязычных, свистящих и шипящих звуков, автоматизировать   поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

Формирование слоговой структурой слова

Сформировать  умение различать на слух длинные и короткие слова.

Сформировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Сформировать  умение  правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Сформировать  понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

Сформировать  умение различать гласные и согласные звуки.

Сформировать  умение  выделять из ряда звуков гласные звуки.

Сформировать  первоначальные навыки анализа и синтеза.

Сформировать  умение  выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Сформировать  умение  выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

Сформировать  умение  выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов,

Сформировать  умение  производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

Сформировать  умение  подбирать слова с заданным звуком.                          

Сформировать  понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

    1. Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.

      Реализация Программы осуществляется в основных формах организации образовательной деятельности:

1.Организованная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей.

2. Взаимодействие с воспитателями и педагогами ДОУ

3. Свободная самостоятельная деятельность детей.

Каждая форма может использоваться как самостоятельно, так и интегрироваться с другими, не нарушая требований СанПиН.

Учитель-логопед использует индивидуальные, подгрупповые (деление  группы  на две подгруппы с учетом уровня речевого развития) формы организованной образовательной деятельности

Приоритет подгрупповой и индивидуальной работы.

В программе Т.Б. Филичевой говорится, что дети с ОНР не могут полноценно овладеватьучебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не толькоотставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстраяистощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальныхлогопедических, а также частично и воспитательной ООД делить группу на две подгруппы сучётом уровня речевого развития. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности.

Целью ООД является создание социальной ситуации развития детей. Основными задачами ООД являются создание условий для формирования у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщения знаний по теме, развития способности рассуждать и делать выводы.

Все ООД по преодолению нарушения речи включают в себя обязательные упражнения на развитие тонкой моторики рук,  артикуляционного аппарата, дыхательную гимнастику, различные виды упражнений, подвижные игры, развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, логоритмические упражнения..

Данный вид занятий формирует у них умение войти вобщий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. Воснове планирования лежит тематический  подход.

При планировании ипроведении фронтальных подгрупповых логопедических ОД:

- определяются тема и цели;

- выделяется словарь, который дети должны освоить в активной речи;

- отбирается лексический материал с учётом темы и цели занятия, этапа коррекционногообучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этомдопускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

- обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

- учитывается зона ближайшего развития дошкольников;

- многократное повторение освоенного речевого материала.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когдапараллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекциитех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также психических ипсихофизиологических функций. Опора на игру, как ведущий вид деятельности дошкольниковобеспечивает выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и вразвитии познавательных психических процессов.

На подгрупповых занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьмиили уже с корригированные на индивидуальных занятиях; уточняется, расширяется иобогащается словарный запас; отрабатываются грамматические категории.

Задачей ОД по формированию и развитию связной речи является обучение детейсамостоятельному высказыванию. Сформированные навыки использования различных типовпредложений помогут детям передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающейдействительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий,составлять рассказ – описание.

На занятия в микрогруппах подбираются дети, имеющие сходную речевую патологию.

Направления работы микрогрупп: уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающихпонятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения,

автоматизация, дифференциация поставленных звуков, развитие навыков звуко – слоговогоанализа, мелкой моторики.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладовнарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха ивосприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматическихкатегорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношенияопределяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребёнка ииндивидуальным планом коррекции звукопроизношения. Постановка звуков осуществляется примаксимальном использовании всех анализаторов, разными способами, принятыми влогопедической практике. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляциизвуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучениянового звука. Частные приёмы коррекции определяются и детализируются в зависимости отсостояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляциипоследовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименееблагоприятной, от лёгкой к трудной устанавливается логопедом с учётом особенностей

артикуляционной базы родного языка. При коррекции нарушений движений артикуляторногоаппарата, дыхательной и голосовой функций особое внимание уделяется:отработке объёма, силы, точности, координации произвольныхартикуляторных движений, формированию короткого вдоха (не надувая щёки, неподнимая плечи) и плавному длительному выдоху без речевого сопровождения (упражнения«Снежинки», «Бабочки», «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу» и др.) и с речевымсопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухихщелевых согласных [Ф], [Х], слогов с согласными звуками), в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи (в работе с детьми,страдающими дизартрией).

С учетом возрастных особенностей детей используется интегративный подход и элементы образовательных технологий и методик:

- Технология игровой обучающей ситуации (Ю.В.Ярова, Ю.В.Микляева, Н.В.Микляева «Игровые          педагогические ситуации») – с ее помощью развиваются   коммуникативные навыки, мышление, память, внимание, речевая активность.

-          Технология проектного обучения (Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников») – с помощью этой технологии развиваются познавательные и творческие способности, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи. 

-          Сказкотерапия– при проведении режимных моментов у детей формируются нравственные ценности, осуществляется коррекция нежелательного поведения и переключение вниманияот одного вида деятельности к другому.

-          Технология раскрепощенного развития детей (разработанная физиологом В. Ф. Базарным) - с ее помощью выстраивается образовательный процесс, не нарушая природосообразность дошкольников.

-          Психогимнастика  (М.И. Чистякова) - сохраняется психическое здоровье детей.

-          Элементы здоровьесберегающих технологий:

  • Пальчиковая гимнастика (М.С.Рузина, В.В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем») - развивается мелкая моторика рук и фонематический слух.
  • Самомассаж, игровой массаж (М.Ю.Картушина), (М. Канановская «Золотые рецепты СУ-ДЖОК») – улучшается кровообращение и активизируются мыслительные процессы.
  •  Точечный массаж (схема и рекомендации по методике А.А. Уманской «Щит от всех болезней. Система повышения иммунитета и управления организмом») – применяется для снятия напряжения и усталости у воспитанников.
  • Подвижные игры, комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, динамические паузы, офтальмотренаж, психогимнастики, комплексы артикуляционных упражнений для развития общей моторики и коррекции речи.

-       Для повышения мотивации, качества воспитания и развития дошкольников используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

. Организованная образовательная деятельность планируется и целенаправленно.

         Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию, дифференциацию, и введение в связную речь. Развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий, коррекцию слоговой структуры слова. Формирование просодической, темпо – ритмической  стороны речи, навыков звукового анализа  и синтеза.

            Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным   планом коррекции звукопроизношения. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов, разными способами, принятыми в логопедической практике. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. При коррекции нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функцийособое внимание уде­ляется:

  • развитию   орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений,отработке объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.
    • формированию двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.
    • формированию и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
    • формированию речевого дыхания.
    • обучению умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласнымизвуками).
    • постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения). 
    • постепенное  удлинение  речевого выдоха при распространении фразы.
    •  совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи (в работе с детьми, страдающими дизартрией,  заиканием снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче).

Кроме того, учитывается следующее:

-          для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

-          звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются; окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

             Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

 Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. 

      Образовательная деятельность, осуществляется  в процессе: организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.);   режимных моментов; самостоятельной  деятельности  детей; взаимодействии  с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.

    В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы является

приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизическогоразвития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки,сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников, под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой,участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре осуществляют все мероприятия, предусмотренные   АООП, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.Воспитатели закрепляют приобретённые речевые навыки, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), и во время работы по тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, а также в режимные моменты.

 2.3 Взаимодействие учителя-логопеда    и семьи

Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

            Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:

   -  Создание единого коррекционно-развивающего пространства

   -  Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи

      - Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми

   -  Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи.

Формы работы с родителями

Формы

Виды

Цели

Индивидуальная

Работа в течение года

Консультации 1 раз в неделю (по требованию)

   Довести до сведения каждого родителя результаты обследования ребенка. Заручится поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития ребенка.  Повышение компетентности родителей   теоретическими и практическими знаниями о методах и приемах коррекционной работы.   Обучить родителей формам совместной деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность (артикуляционная, пальчиковая гимнастика…)

   Совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализ причин незначительного продвижения (если есть) в развитии различных сторон речевой деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии речи ребенка.

Домашняя папка

   Закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

 

«Педагогиче­ская библио­течка»

(в течение года)

Ознакомление   с популярной педагогической и психологической литературой по различ­ным  проблемам (книги предлагаются для домаш­него чтения)

Коллективная

Групповые собрания

3 раза в год

   Сообщить об особенностях развития воспитанников с различными речевыми нарушениями. Повышать родительскую компетентность, интерес к коррекционно- образовательному процессу в  ДОУ 

Родительский стенд «Советы логопеда»

   Дать практические рекомендации по вопросам развития речи воспитанников дошкольного возраста.

Организация и проведение совместных родительско- детских праздников

   Формирование умения сотрудничества со своими детьми, обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения.

  1. Система  диагностирования речи детей с ОВЗ

           На основе диагностики  построена  система индивидуальной             коррекционной работы  и осуществление дифференциального подхода к детям с ОВЗ, отслеживание  динамики развития всех компонентов речи  на конец  учебного года и оценка эффективности коррекционного воздействия. Проводится  2 первые недели сентября, 5  неделя  мая. Данные мониторинга заносятся в листы динамики. Диагностика  включает:                                                                                       

1.  Методика обследования речи на начало года                       

2. Диагностика речевого развития на конец года  

Форма проведения  - индивидуальная.  Обследование речи детей проводиться по следующим  направлениям:

-  Звукопроизношение.

- Фонематическое восприятие.

- Лексико-грамматические строй (словарь, словообразование и словоизменение слов).

- Связная  речь.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Структура образовательного процесса в старшей  группе компенсирующей направленности.
  2.         «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития», Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина «Просвещение» 2009  
  3.         Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой. М.: «Просвещение», 1989.
  4.      «Логопедия в детском саду», занятия с детьми 5-6 лет Л.Н.Смирнова, Москва Мозаика – синтез 2004
  5. Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  6. Пожиленко   Е.А «Методические рекомендации по постановке у детей звуков:  Пособие   для логопедов». – СПб.: КАРО, 2006.
  7. Репина3.А.,  Буйко   В.И «Уроки логопедии». – Екатеринбург, 2000.
  8. Ткаченко Т.А «Если дошкольник плохо говорит» - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000.
  9. Филичева Т.Б.,   Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи»--М.:

 Учебный год в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май.  В сентябре (первые 2 недели) проводится диагностика развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.

 Организованная образовательная деятельность с детьми начинается с 3 недели  сентября. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами.   В старшей группе компенсирующей направленности планируется 2  подгрупповых (фронтальных)  коррекционно-развивающих занятия. В соответствии СанПин продолжительность занятий с детьми 6-го года жизни – 20-25  минут. Занятия проводятся учителем-логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.   Индивидуальные занятия ежедневно.

Состав детей по подгруппам (приложение).

3.2 Организация предметно – развивающей среды.

 В логопедическом кабинете имеется все необходимое для проведения эффективной коррекционной работы. Средства обучения:

• столы и стулья по количеству детей на подгруппу;

 • доска, расположенная на высоте, соответствующей росту дошкольника;

• шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;

 • настенное зеркало 50/90 см. для индивидуальной работы над звукопроизношением;

 • зеркала 9/12 см. для коррекции звукопроизношения по количеству детей на подгруппу;

• цветные  карандаши;

Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие

 • зрительного восприятия;

• слухового восприятия;

• тонкой (мелкой) моторики рук;

• физиологического (диафрагмального) дыхания;

• звукопроизношения; а также материалы:

 • на формирование лексики;

• на формирование грамматического строя речи;

 • на формирование связной речи.

Список средств обучения:

1. По обследованию речевого и общего развития детей. 
а) материал на обследование интеллекта:
• счетный материал;
• разрезные картинки из 2-4-6 частей;
• пирамидки разной степени сложности;
• картинки и тексты со скрытым смыслом;

• картинки-шутки (что нарисовано неправильно?);
• предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп;
• мелкий строитель, мозаика;
б) материал на обследование всех компонентов речи 
• фонетики • лексики по всем темам,  • грамматики   • связной речи

2. Развитие общего внимания, памяти и логического мышления.
а) упражнения на классификацию предметов и их группировку по цвету, форме и т.д.

б)  на развитие речевого внимания 

г) на развитие логического мышления 

3. Формирование звукопроизношения:
а) артикуляционные упражнения (карточки);
б) набор пособий для работы над речевым дыханием;
в) предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной  работы;
г) материал  на автоматизацию поставленных звуков 
д) настольно-печатные игры на автоматизацию поставленных звуков;
е) пособия для формирования слоговой структуры слов;
ж) тексты на автоматизацию поставленных звуков.

4. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:
• символы звуков 
• сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
• схемы на звукослоговой анализ слов;
• пособия для определения позиции звука в слове

5. Грамота:
• азбука в картинках;
• кассы букв;
• схемы для анализа предложений;
• наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

6. Работа над словарём:
а) предметные картинки по темам:
«Овощи» «Грибы» «Фрукты» «Ягоды» «Одежда» «Обувь» «Головные уборы» «Дом и его части» «Квартира и ее части» «Мебель» «Посуда» «Продукты питания»  «Рыбы» «Игрушки» «Животные и их детеныши»   «Птицы» «Насекомые» «Транспорт»  «Семья» «Профессии» «Инструменты»  «Времена года» «Растения» «Деревья» «Школьно-письменные принадлежности»
Методические рекомендации ко всем темам 

  б) предметные картинки на подбор антонимов (большой - маленький).
7. Формирование грамматического строя речи.
а)   пособия на все предложные конструкции (составление предложений с простыми и
сложными предлогами: на, з. у, из, за, над, под, от, с /со/, к, по, без, через, около, из-за,
из-под);
в) материал  на  согласования (прилагательных, глаголов, числительных и местоимений с существительными);
г) материал  для формирования фразы (работа над структурой предложения).

 8. Развитие связной речи.
  • серия сюжетных картинок;
• сюжетные картинки;
• наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;
• наборы текстов для пересказывания и пособия облегчающие этот процесс  и др.)
9. Настольно-печатные игры:

  1. Мозаика-азбука
  2. Лото детское (обобщение)
  3. «Чей малыш?» (животные)
  4. Ребусы
  5. «Что сначала, что потом?»
  6. Аналогии - развиваем логическое мышление.
  7.  «Подбери по цвету»
  8. «Подбери по форме»
  9. Логопедическое лото «Подбери и назови»
  10. Учимся читать
  11. Разрезные картинки – пазлы.
        3.3  Методическое обеспечение программы.

Технологии и методики, используемые  в  коррекционной  деятельности

«Логопедическое пособие для детей»

Богомолова А.И.

Спб: Библиополис 1994

«Логопедическая гимнастика»

Т.В. Буденная

Спб: Детство-Пресс, 2005

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»»

Ткаченко Т.А.

Спб: Детство-Пресс, 1998

«Воспитание у детей правильного произношения»

Фомичева М.Ф.

М: Просвещение, 1989

«Говорим правильно в 5-6 лет»

Альбомы 1,2.

 Гомзяк О.С.

М: Гном и Д, 2010

«Говорим правильно в 5-6 лет»

Конспекты фронтальных занятий 1,2,3

 Гомзяк О.С.

М: Гном и Д, 2010

« Учимся правильно и четко говорить»

 Лозбякова М.И.

М: Вентана-Граф, 2003

«Волшебный мир звуков и слов»

Пожиленко Е.А.

М: Владос, 2003

«Мир вокруг нас»

Пожиленко Е.А.

Спб: Просвещение, 2004

«Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»

Колесникова Е.В.

М: Гном и Д, 2000

Фронтальные логопедические занятия

Коноваленко В.В.

М: Гном и Д, 2004

«Сборник заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»

Агранович З.Е.

Спб: Детство-Пресс, 2003

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

Ткаченко Т.А.

М: Гном и Д, 2001

«Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Альбомы 1,2,3,4.

Теремкова Н.Э.

М: Гном и Д, 2010

«Методические рекомендации по постановке у детей звуков «С», «Ш»,»Р», «Л»

Пожиленко Е.А.

Спб:КАРО 2006

Автоматизация звуков Л, Р, С, Ш, Ц

Л.А.Комарова

М: Гном и Д, 2008

«Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи»

Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши

М: ТЦ «Сфера», 2008

«Рабочие тетради по развитию речи на звуки»

Н.В. Новоторцева

Ярославль Академия развития,1996

Научите меня говорить правильно

О.И. Крупенчук

Спб: Литера,2011

Литература:

 

1.          Алябьева   Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»-

         М., Сфера, 2006.

2.         «Коррекционно—педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с 

        нарушениями речи» под ред. Ю.Ф. Гаркуши--, М.,Сфера, 2008.

3.    «Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития», Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова     Москва «Просвещение» 2009      

   «Издательство Гном и Д», 2000.