ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ ДЕТСКИЙ САД № 204 ОАО "РЖД" г. АБАКАН

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

золотой ключик

 

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г.  № 273 – ФЗ (об образовании в Российской Федерации)
  • Постановлением правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. № 706 (об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг)
  • Положением Детского сада № 204 ОАО «РЖД» об оказании дополнительных платных образовательных услуг.

  •     Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

     Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

     Цель программы– создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства. 

Задачи

- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
-  Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
-  Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, и др.).
-  Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

 Программа дополнительного образования «Золотой ключик» разработана  на основе:

  1. «Музыкальный театр в детском саду»  Т.А. Минина. – методическая разработка.
  2. Программа  по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»  И.Каплунова, И.Новоскольцева.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

Программа рассчитана на три года обучения. Организованная образовательная деятельность проводится с 1 октября по 30 апреля, каникулы с   1 мая по 30 сентября. Форма образования очная. Программа предполагает  проведение одной образовательной деятельности в неделю во вторую половину дня.

Группа

Образовательная деятельность

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Старшая группа (5-6 лет)

25 минут

1

28

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

30 минут

1

28

Возрастные особенности

Старшая группа (от 5 до 6 лет)             
 Большую значимость для детей 5-6 лет
приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

Богачепо содержанию становитсяобщение ребёнка с взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия.
Ведущей деятельностью
остаетсясюжетно-ролевая играВ сюжетно-ролевых играх дошкольники начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).  Увеличивается устойчивость внимания– 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.Руководство взрослых родителей и педагогов должно быть направлено на формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного. Важнейшими характеристиками внимания являются:устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, ираспределение внимания- возможность сосредоточения одновременно на двух и большем числе различных объектов.Вместе с тем, возможность детей управлять своим вниманием, пока весьма ограничены.
В 5-6 лет у детей
увеличивается объём памяти,что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображениедетей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй дети 5-6 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.                              
В этом возрасте продолжаетсяразвитие наглядно-образного мышления,которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Использование ребёнком слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Часто свои первые понятийные обобщения ребёнок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «Дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».   

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. Это также очередной критический период в жизни ребенка. Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка.

В этом возрасте  ребенок:

Практически готов к расширению своего микромира, если он умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

Происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в 5 - 6 лет детям свойственно только положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной.

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обоб­щенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорци­ональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится конс­татировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, при­лагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем поз­навательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Планируемые  результаты освоения программы:

  • Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  • Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
  • Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
  • Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
  • Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
  • Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
  • Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
  • Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
  • Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
    • Что такое театр, театральное искусство;
    • Какие представления бывают в театре;
    • Кто такие актеры;
    • Какие превращения происходят на сцене;
    • Как вести себя в театре.

Старшая группа

Подготовительная группа

Основные направления программы:

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческая деятельность. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

5.Работа над спектаклем. Базируется на  сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ  детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

Тематический план

Первый год обучения (возраст 5–6 лет)

1.  Введение в искусство

 - актер;

 - режиссер;

 - писатель;

 - композитор;

Ознакомление с театральной лексикой:

 - афиша;

- сцена;

 - зрительный зал;

- занавес;

 - декорации;

 - грим.

Устройство театрального здания:

 - «строим из кубиков театр».

2. Техника речи

 - разогревающий массаж мимических мышц лица (на каждом речевом занятии);

- артикуляционная гимнастика для губ и языка в играх и упражнениях (на каждом речевом занятии);

 - речевые упражнения на произношение гласных и согласных (чистоговорки, скороговорки);

 - речевые пальчиковые игры и сказки.

3. Актерское мастерство:

 - упражнения – разминки на развитие внимания и воображения;

Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.

4. Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных

 - возможности человеческого голоса;

  - упражнения на развитие певческого диапазона по методу В. Емельянова;

 - вокальные игры на звукоподражания;

  - разучивание сольных и хоровых песен к спектаклям;

 - прослушивание классической музыки и музыкально – литературных композиций.

5. Сценическое движение

 - упражнения – разминки на развитие мелкой моторики и разогрев мышц;

 -  разучивание поклонов;

 - ритмические разминки;

 - упражнения на развитие дыхания.

6. Этика и этикет

 -пословицы и поговорки о вежливости

- культура общения.

7. Страна Фантазия

 - нарисуй любимую сказку;

Рисование любимых сказочных персонажей.

8. Коррекционная ритмика

 - упражнения – игры на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

 - развитие чувства ритма.

Второй год обучения

(возраст 6–7 лет)

1. Введение в искусство

 - хормейстер;

 - постановщик танцев;

 - дирижер, гример;

 - бутафор;

- осветитель;

- костюмер.

Ознакомление с театральной лексикой:

 - фойе;

- партер;

 - амфитеатр;

- ложа;

 - задник;

 - кулисы.

Авансцена.

Виды театров:

 - балет;

 - оперетта;

 - драматический;

 - пантомимы;

 - кукольный, юного зрителя

Путешествие в театр: экскурсия с просмотром детского спектакля

2. Техника речи

 - разогревающий массаж мимических мышц лица (на каждом речевом занятии);

- артикуляционная гимнастика для губ и языка в играх и упражнениях (на каждом речевом занятии);

 - речевые упражнения на произношение гласных и согласных (чистоговорки, скороговорки);

 - речевые пальчиковые игры и сказки.

 - речевые игры с движением;

 - упражнения на развитие дыхания.

3. Актерское мастерство:

 - упражнения – разминки на развитие внимания и воображения;

 - этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера;

 - игры на развитие моторно – слуховой памяти, пантомимики, мимики, расслабления мышц.

4. Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных

  - упражнения на развитие певческого диапазона по методу В. Емельянова;

 - вокальные игры на звукоподражания;

  - разучивание сольных и хоровых песен к спектаклям;

 - прослушивание классической музыки и музыкально – литературных композиций.

  - вокальные упражнения на чистоту интонирования по методу Гю. Струве, развитие дыхания, силы и полетности голоса;

  - певческие разминки «импровизации мелодий».

5. Сценическое движение

 - упражнения – разминки на развитие мелкой моторики и разогрев мышц;

 -  разучивание поклонов;

 - ритмические разминки;

 - упражнения на развитие дыхания;

 - упражнения – пантомимы;

 - музыкально – пластические импровизации;

 - пластические игры на тренировку внимания. фантазии

6. Этика и этикет

 -занятия : «Людей неинтересных в мире нет», «Поищем и найдем волшебные слова», «Секрет волшебных слов», «В плену у королевы Грубости» «Привычки дурного тона», «Чистота – лучшая красота», «Ритуал или грамота театрального зрителя».

7. Страна Фантазия

 - нарисуй любимую сказку;

Рисование любимых сказочных персонажей.

 - оформление задника сцены к спектаклю,

 - создание красочных пригласительных билетов для родителей на премьеру спектакля;

 - придумай и нарисуй свою сказку.

8. Коррекционная ритмика

 - упражнения – игры на развитие дыхания,  голоса и артикуляции;

 - развитие чувства ритма.

 - точное сочетание темпа музыки с ритмом речи и движений;

 - развитие творческого воображения;

 - развитие фонематического слуха;

 - словотворчество;

 - речевые игры.

 

 

Предметно - пространственная  развивающая среда.

  1. Кукольный театр, кружковой театр, пальчиковый театр, теневой театр.
  2. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании сказок. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней.
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Программы, сценарии концертов.
  5. Сборники сказок, игр, театральных этюдов.
  6. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски -  фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

 

Учебно-методические материалы

1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.