ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ ДЕТСКИЙ САД № 204 ОАО "РЖД" г. АБАКАН

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

радуга

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г.  № 273 – ФЗ (об образовании в Российской Федерации)
  • Постановлением правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. № 706 (об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг)
  • Положением Детского сада № 204 ОАО «РЖД» об оказании дополнительных платных образовательных услуг.

Данная программа является модифицированной и соединяет в себе два направления изобразительного искусства: дизайн и народное декоративно-прикладное искусство. Что дает возможность каждому воспитаннику участвовать в  преобразовании  окружающего мира по законам красоты, путем приобщения к художественно-творческой деятельности.

Целью программы является создание условий для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

- Создать условия для развития интереса детей к различным видам дизайнерской и  декоративно-прикладной деятельности:

- Способствовать формированию художественных способностей и навыков художественного труда в процессе  детской дизайнерской  и декоративно-прикладной деятельности.

- Способствовать формированию умений самостоятельно создавать художественные образы в различных видах деятельности.

- Создать условия для формирования  эстетического восприятия прекрасного и радости совместного творчества.

Дополнительная образовательная программа «Радуга» основана на парциальных программах:

  1. «Дизайн и дети» Л.А. Лялина.
  2. «Радость творчества» О.А. Соломенникова (Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дополнительного образования).

Программа рассчитана на 2 года обучения. Организованная образовательная деятельность проводится с 1 октября до 30 апреля, каникулы с   1 мая по 30 сентября. Форма образования очная, групповая. Программа предполагает  проведение образовательной деятельности 4 раза в месяц во вторую половину дня.

Группа

Образовательная деятельность

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Старшая группа (5-6 лет)

25 минут

1

28

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

30 минут

1

28

 

Формы организованной (совместной) образовательной детской деятельности:

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

игра

игра

сказка

сказка

путешествие

путешествие

выставка

выставка

экскурсия

экскурсия

практикум

практикум

викторина

викторина

Возрастные особенности

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Это возраст наиболееактивного рисования.В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения ока­жутся правильными только в том случае, если дети будут применять адек­ватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизиро­ванные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесного и логического мышления.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причин­ные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять доста­точно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

В этот период у детей накоплен достаточный  изобразительный и эмоционально-личностный опыт, чтобы свободно сознательно экспериментировать над созданием выразительного образа окружающей жизни и литературных произведений.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, воен­ные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

Изображение человека становится ещеболее детализированным и про­порциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обоб­щенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорци­ональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детейпродолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится конс­татировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников,оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем поз­навательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Задачи:

  • Способствовать формированию  эстетического отношения к окружающей  действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства и  дизайна.
  • Способствовать формированию  представлений детей о подлинных произведениях народного и дизайнерского искусства.
  • Создать условия для развития творческой активности, инициативы.
  • Обеспечить условия для  самостоятельной деятельности.

 

Старшая группа

  • Создать условия для формирования представлений детей о взаимосвязи формы предмета и его функциональности, аргументировать свой выбор.
  • Создать условия для развития навыков работать с трафаретами, готовой выкройкой, схемой изготовления изделия,  дополнять ее задуманными деталями.
  • Создать условия для развития творческих способностей.
  • Создать условия для формирования чувства ритма, цвета.
  • Создать условия для развития умений украшать геометрическим узором плоскостные и объемные предметы дизайна и народного декоративно-прикладного творчества. 

Подготовительная к школе группа

  • Создать условия для формирования представлений  детей о взаимосвязи формы предмета, его функциональности и эстетичного вида предмета.
  • Создать условия для развития умений самостоятельно украшать геометрическим и растительным узорами плоскостные и объемные предметы дизайна и народного декоративно-прикладного искусства. 
  • Создать условия для развития творческих способностей, индивидуального творчества и самостоятельности воспитанников.
  • Создать условия для развития умений выделять характерные особенности народных промыслов, аргументировать  выбор того или иного предмета.
  • Создать условия для формирования представлений  детей о художественных особенностях предметов, выражающихся в сочетании цвета, формы, орнамента.
  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность  в изобразительной деятельности и игре.
  • Ребенок обладает  развитым воображением, которое реализуется  в художественной деятельности.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения дизайна и декоративно-прикладного искусства.
  •  Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Планируемые результаты освоения программы

Старшая группа

  • Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства  и дизайна, аргументирует выбор того или иного изделия.
  • Самостоятельно составляет узор из геометрических форм, используя ритм и цветовую гамму.
  • Обращает внимание на пользу, приносимую предметами, удобство в использовании, отмечает красоту формы.

 

Подготовительная группа

  • Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства  и дизайна. Называет характерные особенности народных промыслов, аргументирует выбор того или иного изделия.
  • Самостоятельно составляет узор из геометрических и растительных форм, используя ритм и симметрию в композиции.
  • Обращает внимание на пользу, приносимую предметами, удобство в использовании, отмечает красоту формы.
  • Понимает художественные особенности предметов, выражающихся в сочетании цвета, формы, орнамента.
  • Вариативность показа приемов работы и способов организации композиционного пространства.
  • Использование различных изобразительных материалов для решения творческих задач.
  • Использование мультимедийных презентаций и музыкальных произведений для создания художественного образа.
    • Учебно-тематическим планированием.
    • Электронными образовательными ресурсами – презентации по темам.
    • Наглядно-дидактическими пособиями.

Содержательный раздел

            Структурной особенностью программы является тематическое планирование. Это способствует хорошему усвоению программы детьми дошкольного возраста.  Планируя образовательную деятельность, педагог может  выбирать  для каждой темы ту или иную форму работы для творческой организации образовательной деятельности. Творческие задания позволяют детям удовлетворить потребность в самовыражении, в самостоятельной творческой деятельности.  

В образовательной деятельности применяется художественно-творческая технология преподавания (Т.А.Копцевой), которая позволяет ребенку освоить, через приобщение к общечеловеческим ценностям, через систему творческих заданий эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру. Разработаны циклы творческих заданий: «Декоративное плетение», «Витраж», «Волшебная полоска» в соответствии с возрастными особенностями  детей. 

Технология индивидуального обучения (В.Д. Шадриков) осуществляется с помощью творческих заданий рассчитанных на  самостоятельную познавательную деятельность дошкольника, исходя из его возможностей и способностей.

Здоровьесберегающие технологии:

Динамические паузы применяю во время организованной образовательной деятельности не только для смены видов деятельности, но и для снятия напряжения, развития внимания, памяти, мышления детей.

            Проблемно-игровой метод сообщения нового материала (Т.А.Копцевой), пути разрешения проблемной ситуации  дети ищут в игре, самостоятельно.  Направлен на активизацию творческого мышления, поиск нестандартных решений.

В частично-поисковом методе (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) часть информации сообщает педагог, другую часть дошкольники получают самостоятельно, находя  решения в проблемных заданиях.

Метод сравнений и сопоставлений.

Игровые ситуации и игры.

Теоретический метод (рассказ, объяснение, беседа, описание).

    Методические приёмы:

 Направления  детского дизайна:

Раз

дел

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Дизайн одежды  и предметов быта

Формирование умений украшать заданную форму.  Развитие чувства ритма, желание использовать разные цвета и фактуры в работе.

Формирование умений  дополнять образ сказочного героя из готовых элементов одежды. Развивать желание украшать одежду. 

Формированиеинтереса создания  из бумаги плоскостных и объемных предметов. Формирование умений использовать готовую выкройку. Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов, выполнять ритмические композиции.

Формирование умений подбирать ткань для заданного костюма, навыков работать с трафаретами. Украшать  и дополнять костюм деталями по выбору ребенка.

Формирование умений создавать  из бумаги плоскостные и объемные композиции. Формирование навыков использовать  различные фактуры, цвета и материалы для создания выразительных художественных образов, выполнять ритмические композиции.

Фитодизайн

Ознакомление с выразительными средствами плоскостных растительных композиций (линия, пятно), развитие желания подбирать контрастные цвета, использовать в работе различные материалы.

Ознакомление с основами плоскостных растительных композиций, развитие умений замечать средства  художественной выразительности: колорит, композиция.

Ознакомление с объемными растительными композициями, развитие умений замечать  средства  художественной выразительности: колорит, композиция, доминанта, настроение.

Архитектурно-декоративный дизайн

Формирование умений использовать в работе материалы разные по фактуре, форме и цвету для создания сказочного строения.

Формирование умений устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни. Выделять основные части и характерные детали конструкций сооружений (плоскостное решение).

Формирование умений выделять основные части и характерные детали конструкций сооружений, применять различные материалы для решения объемного художественного образа.

         

Народное декоративно-прикладное искусство

Раз

дел

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Народная игрушка

Формирование умений делать нитяные куклы. Самостоятельно дополнять деталями по своему усмотрению. Формирование умений создавать ритмические композиции из полос в народном костюме (рубаха, сарафан).

Формирование умений делать узелковые куклы (зайчик, пеленашка). Самостоятельно дополнять деталями по своему усмотрению.

Формирование умений создавать плоскостное изображение куклы в народном костюме.

Формирование умений делать узелковые куклы (девочка и мальчик, кукла колокольчик). Самостоятельно дополнять деталями по своему усмотрению. Формирование умений создавать объемные куклы в народном костюме.

Декоративное плетение

(ткачество)

 

 Формирование умений плести  по прямой в рамке, создавать  из разноцветных полос простые ритмические композиции, обрабатывать край изделия, способом завязывания узелков.

Формирование умений  плести по кругу  из разноцветных полос ткани, создавать простые ритмические композиции.

Народные глиняные игрушки

Формирование умений лепить абашевскую игрушку (уточка) из целого куска глины способом оттягивания, расписывать объемные игрушки.

 Формирование умений лепить несложные дымковские игрушки (лошадка) и филимоновские игрушки (полкан)  из глины, расписывать объемные игрушки по мотивам промысла.

Формирование умений лепить дымковские игрушки (индюк, барыня и солдат) из глины, расписывать объемные игрушки по мотивам промысла.

 

 

 

Учебно-календарный план

Старшая группа

Октябрь

Неделя 1.Тема:«Мы будущие дизайнеры» 1 час

Задачи:

Создать условия для формирования интереса к дизайнерской деятельности.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для развития навыков взаимодействия в подгруппе.

Творческая работа: композиция из прямоугольников и сухих трав и цветов.

Неделя 2.Тема: «Разноцветные осенние коллажи» 1час

Задачи:

Создать условия для развития умений составлять простую  композицию, подбирать цветовую гамму из осенних листьев.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для развития художественного восприятия.

Творческая работа:  Составить композицию из осенних листьев в заданной форме.

Неделя 3,4.Тема:«Осенний фонарик» 2 часа

Задачи:

Создать условия для развития умений симметрично вырезывать,выбирать цвет картона, форму и величину листьев.

Создать условия для развития внимания, творческой активности детей.

Создать условия для развития художественного восприятия.

Творческая работа: Сделать фонарик, украсить композицией из листьев.

Ноябрь

Неделя 1,2.Тема: «Парусник» 2 часа

Задачи:

Создать условия для развития умений плести из полос бумаги с помощью приема «шахматка».

Создать условия для развития внимания, творческой активности детей.

Создать условия для развития художественного восприятия.

Создать условия для формирования навыков создавать художественный образ в декоративной композиции.

Творческая работа: сплести парус из полос бумаги, дополнить необходимыми деталями парусник  для создания художественного образа.

Неделя 3.Тема: «Миллефиори» 1 час

Задачи:

Создать условия для ознакомления с нетрадиционными способами работы с пластилином, с техникой «Миллефиори».

Создать условия для развития внимания, творческой активности детей.

Обеспечить условия самостоятельно делать выбор и выполнять запланированную работу.

Творческая работа: Изготовить пластины в технике «миллефиори» и выложить любой рисунок на выбор или орнамент.

Неделя 4.Тема: Цветы «миллефиори» 1 час

Задачи:

Создать условия для формирования навыков работы в технике «Миллефиори».

Создать условия для развития внимания, творческой активности детей.

Создать условия для формирования умений работать с технической картой.

Обеспечить условия самостоятельно делать выбор и выполнять запланированную работу.

Творческая работа: Изготовить пластины в технике «миллефиори» и выложить цветок.

Декабрь

Неделя 1.Тема: «Новогодний сувенир» 1час

Задачи:

Создать условия для развития навыков на основе геометрических фигур создавать новогодние образы.

Создать условия для развития внимания, творческой активности детей.

Создать условия для формирования умений работать с технической картой.

Создать условия для формирования  желания делать подарки и дарить их.

Творческая работа: изготовление новогоднего сувенира.

 

Неделя 2.Тема: «Новогодняя коробочка» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития умений украшать заданную форму простыми ритмическими композициями.

Создать условия для развития внимания, творческой активности детей.

Создать условия для формирования умений работать с технической картой.

Создать условия для развития навыков взаимодействия в паре – завязываем ленточку на подарке.

Создать условия для формирования  желания делать подарки и дарить их.

Творческая работа: изготовление новогодней коробочки для сувенира.

Неделя 3.Тема: «Карнавальный костюм» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития умений детей моделировать  одежду с помощью шаблонов, дополнять деталями по своему желанию.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования интереса к карнавальной одежде.

Создать условия для формирования  навыков работы с тканью.

Творческая работа:  создать карнавальный костюм (плоский).

Неделя 4.Тема: «Работа по замыслу» 1час

Задачи:

Создать условия для формирования интереса к дизайнерской деятельности.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования  умений работать с различными материалами по выбору.

Творческая работа: выполнить композицию на плоскости или в объеме.

Январь

Неделя 1. Тема: «Игрушки из бабушкиного сундучка» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития умений детей изготавливать народные игрушки из ткани.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования интереса к народной игрушке.

Создать условия для формирования  навыков работы с тканью.

Творческая работа: сделать зайчика из квадрата ткани.

 

Неделя 2.Тема: «Салфетка для мамы»  1 час

Задачи:

Создать условия для ознакомления с русским народным ткачеством.

Создать условия для развития навыков создавать из разноцветных полос простые ритмичные композиции.

Создать условия для формирования интереса к народному декоративному творчеству.

Создать условия для развития внимательности,  усидчивости, аккуратности.

Создать условия для формирования  желания делать подарки и дарить их.

Творческая работа: плетем прямоугольную салфетку из атласных полос

Неделя 3. Тема:  «Салфетка для мамы»  1 час

Задачи:

Создать условия для развития умений детей обрабатывать край изделия, способом завязывания узелков.

Создать условия для развития внимательности,  усидчивости, аккуратности.

Создать условия для формирования интереса к народному декоративному творчеству.

Создать условия для формирования  желания делать подарки и дарить их.

Творческая работа: плетеная прямоугольная салфетка из атласных полос с бахромой.

 

Неделя 4. Тема: Шкатулка» 1час

Задачи:

Создать условия для развития умений создавать из бросового материала дизайнерские предметы быта.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для развития навыков взаимодействия.

Творческая работа:  мастерим шкатулку.

 

Февраль

Неделя 1. Тема: Шкатулка» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития умений создавать из бросового материала дизайнерские предметы быта.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для развития навыков взаимодействия.

Творческая работа:  мастерим шкатулку.

 

Неделя 2,3. Тема: «Народный костюм» 2часа

Задачи:

Создать условия для развития умений детей моделировать  одежду с помощью шаблонов.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования интереса к народному декоративному творчеству.

Создать условия для формирования  навыков работы с тканью.

Творческая работа:  выбрать понравившиеся модели, составить народный костюм (плоский).

Неделя 4. Тема: «Веселые дома» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития умений детей создавать задуманный образ с помощью различных материалов, дополнять деталями по своему желанию.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для развития навыков взаимодействия.

Творческая работа:  Сделать сказочный домик.

Март.

Неделя 1. Тема: «Сказочные жители веселых домов» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития умений детей создавать задуманный образ с помощью различных материалов, дополнять деталями по своему желанию.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для развития навыков взаимодействия.

Творческая работа:  Сделать сказочный домик  и сказочного жителя.

Неделя 2. Тема: «Солнечный символ» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития умений детей изготавливать народные игрушки из атласных лент.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования навыков работать с технической картой.

Создать условия для формирования интереса к народной игрушке.

Творческая работа: сплести солнышко.

 

Неделя 3,4. Тема: «Кони в яблоках» 2 часа.

Задачи:

Создать условия для развития умений детей лепить дымковскую игрушку, сочетая конструктивный и скульптурный способы.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования навыков работать с технической картой.

Создать условия для формирования интереса к народной глиняной игрушке.

Творческая работа: Лепим  дымковскую лошадку

 

Апрель

Неделя 1,2. Тема: «Народная игрушка. Полкан» 2 часа

Задачи:

Создать условия для развития умений детей лепить филимоновскую игрушку, сочетая конструктивный и скульптурный способы.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования навыков работать с технической картой.

Создать условия для формирования интереса к народной глиняной игрушке.

Творческая работа: лепим  Полкана.

Неделя 3. Тема: «Лепка по замыслу» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития умений детей лепить задуманной образ.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования интереса к глиняной игрушке.

Творческая работа: выполнить композицию на плоскости или в объеме.

 

Неделя 4. Тема:  «Я – мастер!» Итоговое

Задачи:

Создать условия для праздничного настроения, ситуации успеха.

Создать условия для формирования навыков выполнять правила игры.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Итог: викторина.

Подготовительная к школе группа

Октябрь

Неделя 1. Тема:«Мы будущие дизайнеры» 1 час

Задачи: Создать условия для формирования интереса к дизайнерской деятельности.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для развития навыков взаимодействия в подгруппе.

Творческая работа: игра-путешествие

 

Неделя 2,3. Тема: «Волшебный осенний лист» 2 часа

Задачи:

Создать условия для развития навыков украшать заданную форму, подбирать цвета для создания декоративной работы.

Создать условия для развития чувства ритма.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования эстетического восприятия окружающего мира.

Творческая работа:  украсить осенний лист, найти ритм линий, пятен.

Неделя 4.  Тема: «Ваза для цветов» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития навыков украшать объемную форму, подбирать цвета для создания декоративной работы.

Создать условия для развития умений создавать объемные композиции из растений.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования эстетического восприятия окружающего мира, умение видеть необычное в обычном.

Творческая работа: сделать и украсить вазу и составить букет.

Ноябрь

Неделя 1.  Тема: «Ваза для цветов» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития навыков украшать объемную форму, подбирать цвета для создания декоративной работы.

Создать условия для развития умений создавать объемные композиции из растений.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования эстетического восприятия окружающего мира, умение видеть необычное в обычном.

Творческая работа: сделать и украсить вазу и составить букет.

Неделя 2.  Тема: «Витраж» 1час

Задачи:

Создать условия для ознакомления с искусством витража.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для развития внимания, аккуратности, мелкой моторики.

Способствовать формированию желания украшать групповую комнату или свою комнату дома.

Творческая работа: закончить декоративную композицию.

Неделя 3,4.  Тема: «Витраж» 2 часа.

Задачи:

Создать условия для развития умений создавать простые композиции, закрепить навыки вырезать сложный контур ножницами.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для развития внимания, аккуратности, мелкой моторики.

Создать условия для формирования навыков бережно относится к материалам, рисовать контур изображения не в центре бумаги, а ближе к краю.

Способствовать формированию желания украшать групповую комнату или свою комнату дома.

Творческая работа: декоративная композиция по замыслу.

Декабрь

Неделя 1.  Тема: «Новогодний подарок» 1час

Задачи:

Создать условия для развития умений украшать выбранную форму, выбирать материалы для украшения.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Способствовать формированию желания делать и дарить подарки.

Творческая работа: изготовление сувенира.

Неделя 2,3.  Тема: «Подарочная коробочка» 2часа

Задачи:

Создать условия для развития конструктивных навыков, умений работать со схемой, аккуратно вырезать, сгибать в нужном направлении.

Создать условия для развития умений украшать объемную форму, выбирать материалы для украшения.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Способствовать формированию желания делать и дарить подарки.

Творческая работа: изготовление подарочной коробочки для сувенира.

Неделя 4.  Тема: «Работа по замыслу» 1 час

Задачи:

Создать условия для формирования интереса к дизайнерской деятельности.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования  умений работать с различными материалами по выбору.

Творческая работа: по замыслу ребенка.

 

Январь

Неделя 1.  Тема: «Где гуляет зима» коллаж 1час

Задачи:

Создать условия для формирования навыков симметричного вырезания предметов.

Создать условия для развития творческой активности детей, ассоциативного мышления.

Создать условия для формирования  умений работать с различными материалами по замыслу.

Творческая работа: рисунок-игра.

Неделя 2,3.  Тема: «Кукла-настроение» 2 часа.

Задачи:

Создать условия для развития навыков создавать свой образ матрешки-настроения и соотносить с пословицей.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия формирования интереса к русской народной игрушке.

Творческая работа: изготавливаем матрешек-вырезашек.

 

Неделя 4.  Тема: «Народное декоративное плетение. Текстиль» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития умений натягивать нити основы на круглую рамку, повторить декоративное плетение «полотно».

Создать условия для развития навыков создавать из разноцветных полос простые ритмичные композиции по кругу.

Создать условия для развития внимательности,  усидчивости, аккуратности.

Создать условия для формирования интереса к народному декоративному творчеству.

Творческая работа: плетеный круглый коврик из хлопчатобумажных полос.

Февраль

Неделя 1. Тема: «Народное декоративное плетение. Текстиль» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития навыков создавать из разноцветных полос простые ритмичные композиции по кругу.

Создать условия для развития умений детей обрабатывать край изделия, способом завязывания узелков.

Создать условия для развития внимательности,  усидчивости, аккуратности.

Создать условия для формирования интереса к народному декоративному творчеству.

Творческая работа: плетеный круглый коврик из хлопчатобумажных полос  с бахромой.

Неделя 2.  Тема: «Узелковая кукла» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития навыков работать с технологической картой, умений завязывания бантиков и узлов.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия формирования интереса к русской народной игрушке.

Творческая работа: тряпичная кукла.

 

Неделя 3,4. Тема: «Сувенирная кукла» 2 часа.

Задачи:

Создать условия для развития навыков изготавливать объемную куклу в русском народном костюме.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия формирования интереса к русской народной игрушке.

Творческая работа: объемная кукла в русском народном костюме.

Март.

Неделя 1,2. Тема:  «Терем-теремок» 2часа.

Задачи:

Создать условия для развития навыков работать по технологической карте, аккуратно вырезать, сгибать в нужном направлении.

Создать условия для развития навыков составлять орнамент на окнах и крыше.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия формирования интереса к русской народной игрушке.

Творческая работа: Изготовить теремок на основе шаблона или в объеме по выбору ребенка.

 

 Неделя 3,4. Тема: «Важный индюк» 2 часа

Задачи:

Создать условия для развития умений детей лепить дымковскую игрушку, с помощью комбинированного способа.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования навыков работать с технической картой.

Создать условия для формирования интереса к народной глиняной игрушке.

Творческая работа: Лепим  дымковского индюка

Апрель

Неделя 1,2. Тема:  «Барышня и солдат» 2 часа

Задачи:

Создать условия для развития умений детей лепить дымковскую игрушку, с помощью комбинированного способа.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования навыков работать с технической картой.

Создать условия для формирования интереса к народной глиняной игрушке.

Творческая работа: Лепим дымковскую барыню или солдата.

 

Неделя 3. Тема: «Лепка по замыслу» 1 час

Задачи:

Создать условия для развития умений детей лепить задуманной художественный образ.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Создать условия для формирования интереса к глиняной игрушке.

Творческая работа: выполнить сюжетную композицию в объеме.

 

Неделя 4. Тема: «Я-дизайнер!» Итоговое

Задачи:

Создать условия для создания праздничного настроения, ситуации успеха.

Создать условия для формирования навыков выполнять правила игры.

Создать условия для развития творческой активности детей.

Итог: викторина.

Организационный раздел

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда

Программа реализуется на материально-технической базе детского сада, соответствует  государственным стандартам  и требованиям.

Программа обеспечена:

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда организована как культурное пространство:

  • В изостудии оформлен мини-музей «Мир удивительных вещей», экспонаты которого содержат информацию о культуре и декоративно-прикладном искусстве русского и хакасского народов.
  • В изостудии имеются: столы, стулья, мультимедийное оборудование с интерактивной доской, магнитная доска, магниты.

Интерьер изостудии способствует созданию атмосферы увлеченности искусством, вовлеченности в творческий процесс. Творческие задания содержат вариативность исполнения и многообразие решений в заданной теме. Для создания задуманного творческого замысла, можно выбрать необходимые материалы, которые находятся в доступном для детей месте.

Инструменты и материалы:

Ножницы, клей, салфетки, цветная бумага и картон, пищевая фольга, различные вырезанные картинки из журналов. Засушенные листья, цветы, веточки деревьев, киндер-сюрпризы, пластилин, стеки, пуговицы, двухсторонний скотч. Кусочки хлопчатобумажной ткани, атласные ленты различной ширины, кружево, бусины различных размеров, круглые и прямоугольные рамки для ткачества, нитки «Ирис». Графические материалы: простые карандаши НВ, гелевые ручки разных цветов.

В качестве форм подведения итогов используются выставки, фотоотчеты, участие в конкурсах различного уровня. В конце года проводится  итоговое мероприятие.

Учебно-методические материалы

Методические пособия

  1. Дизайн в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОУ / под ред. Н.В. Микляевой и Г.В.Урадовских. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 128 с.
  2. Дизайн и дети: Методические рекомендации//Авт.- сост. Л.А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с. – (Вместе с детьми).
  3. Дубровская Н.В. Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 64с.
  4. Жукова О.г. И тонкой нити кружева… Пособие  по развитию практических навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; 2014. – 48 с. + 32 с. цв. ил.
  5. Ковалицкая Л.М.  Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 120с.: цв. вкл.
  7. Лельчук А.М. Глина с характером. Как научить детей лепить из глины и понять язык детского творчества. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 154с., илл.
  8. Лепка глиняных игрушек: планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет/ авт.-сост. С.В. Михалева. – Волгоград: Учитель,2011. – 135 с.
  9.  Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группы/Художники Н.И. Витковская, Н.В. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96 с., ил. – (Детский сад: день за днем)
  10. Пантелеев Г.Н. Дизайн в коротких штанишках // Цветной мир. Изобразительное творчество и  дизайн в детском саду. – 2008. – № 1 – С. 46 – 51.
  11. Пантелеева Л.В. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Кн. для воспитателей детского сада/  Л.В. Пантелеева, Е.Каменов, М.Станоевич-Кастори. – М.: Просвещение; Белград: Завод за уджбенике и наставна средства, 1987. – 287с., ил.
  12. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; 2009. – 32 с. + вкл. 4 с.
  13. Шайдурова Н.В. Веселые матрешки: Учебно-методическое пособие для педагогов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 64 с., ил. + цв. вкл.

 

Электронные образовательные ресурсы

Презентации согласно календарноно-тематического планирования для среднего, старшего дошкольного возраста.

 «Фантазеры. Мультитворчество» (И.Л.Туйчиева, О.Н. Горницкая, Т.В. Воробьева, А.Ю. Коркина) программно-методический комплекс ориентирован на организацию совместной детской деятельности, в процессе которой  творчески реализуются разные продуктивные задачи.

«Фантазеры. Волшебный конструктор» (И.Л.Туйчиева, О.Н. Горницкая, Т.В. Воробьева) программно-методический комплекс для детей дошкольного возраста, создает условия для эмоциональной заинтересованности и познавательной активности ребенка.

«Большие радости маленького человека» (И.Питеркова, Г.Болотников) ООО «Аструм Видео» 2006г. (Серия  «Творчество»)