ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ ДЕТСКИЙ САД № 204 ОАО "РЖД" г. АБАКАН

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

речецветик

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - важнейший период развития личности. Развитие речи во многом обуславливает этот процесс. К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает речь как средство общения, познания, становления различных видов деятельности. Письменная речь является продолжением устной речи.

 Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является  одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребенка в дальнейшем обучении, т.к. в письме интегрируются психические, физиологические, двигательные, социальные функции человека.

Дисграфия  является одним из самых распространенных дефектов речи у детей младшего школьного возраста. Данное нарушение речи отрицательно влияет на весь процесс обучения, на школьную адаптацию, на формирование и характер всего психического развития ребенка.

Целый ряд исследований разных лет по данной проблеме (Левина Р.Е., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г. и др), подтверждают мнение о том, что нарушение письма основывается на совокупности дисфункций, а именно:

- дефектов устной речи;

-недостаточно сформированные психические процессы и их произвольность;

-несовершенство зрительного восприятия;

-неловкость мелкой моторики.

Акт письма – процесс сложный, многогранный, требующий достаточно высокого уровня развития у детей координированных движений руки, высокой точности исполнения. Пятый год жизни считается наиболее сензитивным возрастом для начала систематической работы по освоению детьми графических навыков, которые впоследствии становятся основой для элементарных навыков письма.

Анализ литературы (Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Ефименкова Л.Н.), посвященной проблеме патологии письменной речи у детей, показывает, что профилактика устранения недостатков чтения и письма должна осуществляться комплексно  и реализоваться на основе игровой  деятельности.

Программа разработана в соответствии:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г.  № 273 – ФЗ (об образовании в Российской Федерации)
  • Постановлением правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. № 706 (об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг)
  • Положением Детский сад № 204 ОАО «РЖД» об оказании дополнительных платных образовательных услуг.

Цель программы:

Предотвратить  появление нарушений при овладении письменной речи детьми.

 

Программа реализует следующие  задачи:

1. Развитие артикуляционной моторики

2. Развитие зрительного и слухового восприятия.

3. Развитие речевого слуха и  речевого анализа и синтеза.

4. Обогащение и активизирование словаря.

5. Подготовка руку к письму.

6. Учить читать и писать печатными буквами слоги, слова, словосочетания.

 

 

Программа разработана с учетом основных принципов:

  1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному»), в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  4.  Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  5.  Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
  6.  Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Сроки реализации программы: - 28 занятия для  детей от 4 до 7  лет с разным            уровнем речевого развития.

Форма проведения:  - подгрупповая, 1 раз в неделю,продолжительностью 20-25-30 минут во вторую половину дня.

Содержание программы

В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, развитие артикуляционной моторики и закрепления четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей, повторение пройденного, изложение нового материала, его  закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные буквы, а потом строчные).

1.Звуки:

- понятие «звук»;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- чтение и составление слогов и слов.

2.Буквы:

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в твердой позиции в слове.

- знакомство с буквами

- подбор зрительного образа к букве.

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;

- предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа.

-знакомство с траекторией движений при написании буквы.

-              Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

-              Обведение буквы по трафарету;

-              Обведение буквы по контуру;

-              Запись буквы в воздухе;

-              Выкладывание с помощью  счетных палочек, фасоли, и т.д.

    - дифференциация понятий «звук» и «буква»;

3.Слоги:

- подбор слов на заданный слог;

- составление слогов из звуков (устно), букв.

- чтение прямых и обратных слогов.

4.Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных.

5. Предложение.

- составление предложений с заданным словом;


Перспективный план

месяц

средняя

старшая

подготовительная

1.

октябрь

Закрепление звука А

Неречевые звуки

Буква у

2.

октябрь

Песенка Ули

Речевые звуки

Буква А

3.

октябрь

Закрепление звука У

Звук У

Буква И

4.

октябрь

Дифференциация звуков А-У

Звук А

Буква П

5.

ноябрь

Песенка Инны

Звуки А-У

Буква К

6.

ноябрь

Дифференциация звуков А-И

Звук П

Буква Т

7.

ноябрь

Песенка Оли

Звук О

Буква Х

8.

ноябрь

Закрепление звука О

Звук И

БукваЫ

9.

декабрь

Дифференциация звуков У-О

Звуки а-у-о

Буква М

10.

декабрь

Закрепление звуков

А, У, И, О

Звук М

Буква Н

11.

декабрь

Знакомство со звуком П

Звук Н

Буква Б

12.

декабрь

Закрепление звука П

Звук Т

Буква С

13.

январь

Знакомство со звуком Т

Звук К

Буква З

14.

январь

Закрепление звука Т

Звуки П-Т-К

Буква В

15.

январь

Знакомство со звуком М

Звук Б

Буква Д

16.

январь

Дифференциация звуков М-П

Звук Э

Буква Г

17.

февраль

Дифференциация звуков М-Т

Звук Г

Буква Э

18.

февраль

Дифференциация звуков П-Т

Звук Л

Буква Й

19.

февраль

Знакомство со звуком Н

Звук ы

Буква Е

20.

февраль

Дифференциация звуков Н-П

Звук С

Буква Я

21.

март

Дифференциация звуков Н-Т

Звук Ш

Буква Ш

22.

март

Песенка Эли

Звуки с-ш

Буква Ж

23.

март

Дифференциация звуков Э-О

Звук х

Буква Л

24.

март

Дифференциация звуков Э-И

Звук В

Буква Ц

25.

апрель

Повторение гласных звуков А, У, И, О, Э

Звук З

Буква Ю

26.

апрель

Повторение согласных звуков П, Т, М, Н

Звук Ж

Буква Р

27.

апрель

Итоговое занятие

Звук Д

Буква Ч

28.

апрель

Закрепление звука А

Звук Ф

Буква Ф

 

Тематическое планирование.

Средняя группа

(1 год обучения)

Месяц, неделя

Тема занятия

Артикуляционные упражнения

игры

Октябрь

1

Неречевые звуки

Песенка Ани

«Доктор Айболит»

«Тихо-громко»

«Угадай, что звучит»

«Хлопни в ладоши»

2

Песенка Ани (закрепление)

«Доктор Айболит»

«Хоботок»

«Надуй игрушку»

«Близко-далеко»

«Угадай, что звучит»

«Хлопни в ладоши»

3

Песенка Ули

«Доктор Айболит»

«Хоботок» «Пузырь»

«Веселый клубок»

«Льет-капает»

«Хлопни в ладоши»

4

Песенка Ули (закрепление)

«Доктор Айболит»

«Хоботок» «Пузырь» «Улыбка»

«Близко паровозик-далеко»

 «Задуй свечу»

 «Звук в окошке»

Ноябрь

1

Дифференциация звуков А-У

Доктор Айболит»

«Хоботок» «Пузырь» «Улыбка»

«Осенние листья» «Эхо»

«Льет-капает»

«Хлопни в ладоши»

2

Песенка Инны

«Почистим нижние зубки»

«Дует в поле ветерок» «Тихо-громко» «Хлопни в ладоши»

3

Дифференциация звуков А-И

«Бублик»

«На птичьем дворе» «Большой осел или маленький ослик» «Хлопни в ладоши»

4

«Песенка Оли»

«Заборчик»

«Чей пароходик лучше гудит» «Сын и папа» «Посчитай сколько звуков я назову»

Декабрь

1

Закрепление звука О

«Лопаточка»

«Снежинки» «Лесенка» «Посчитай сколько звуков я назову»

2

Дифференциация звуков О-У

Комплекс пройденных упражнений

«Звуковая волна» «Сын и папа» «Посчитай» «подними нужную карточку»

3

Закрепление звуков А, У, И, О

Комплекс пройденных упражнений

«Льется-капает» «Веселые клубочки» «Какой звук лишний»

4

Знакомство со звуком П

Комплекс пройденных упражнений

«прямой счет» «Прискакал или пришел» «Сорока»

Январь

1

Закрепление звука П

Комплекс пройденных упражнений

«Ныряльщики» «Настроение» «Назови гласный звук»

2

Знакомство со звуком Т

«Качели»

«Футбол» «Слушай и выполняй» «Хлопни»

3

Знакомство со звуком М

Комплекс пройденных упражнений

«Хлопни и произнеси» «Звук в окошке» «Сорока»

4

Звуки М-П

Комплекс пройденных упражнений

«Кто скажет больше слов» «Дразнилки» «Покажи картинку» «Штриховка»

Февраль

1

Звуки М-Т

«Язык - силач»

«Кто скажет больше слов»

«Дразнилки» «Покажи картинку»

2

Звуки П - Т

Комплекс пройденных упражнений

«Кто скажет больше слов»

«Повтори как я»

«Подними нужную картинку»

3

Знакомство со звуком Н

Комплекс пройденных упражнений

«Ищем игрушку» «Хлопни» «Звук в окошке»

4

Звуки Н-П

Комплекс пройденных упражнений

«Приятный запах» «Музыканты» «Дразнилки»

Март

1

Звуки Н-Т

Комплекс пройденных упражнений

«Дразнилки»

2

Песенка Элли

Комплекс пройденных упражнений

«Апельсин» «Путаница» «Хлопни»

3

Дифференциация звуков Э-О

Комплекс пройденных упражнений

«Веселый клубок» «В горку»

«Лишнее слово»

4

Звуки Э=И

Комплекс пройденных упражнений

«Коротко и длинно» «Лесенка» «Лишнее слово»

Апрель

1

Закрепление гласных звуков

Комплекс пройденных упражнений

«Коротко и длинно» «Счет звуков» «Найди картинку»

2

Повторение согласных звуков

Комплекс пройденных упражнений

«Мыльные пузыри» «Путаница»

3

Игры на полянке

Комплекс пройденных упражнений

ИКТ

4

Итоговое занятие

 

Тематическое планирование.

Старшая группа

(2 год обучения)

Месяц, неделя

Тема занятия

Артикуляционные упражнения

Октябрь 1

Неречевые звуки

«Улыбка», «помидоры - огурцы»

2

Речевые звуки

«Тихо громко», «коротко - долго»

3

Звук У

«Хоботок», «Песенка волка»

4

Звук А

«Заборчик», «Арбуз», «Птенчик в гнездышке», «Доктор Айболит»

Ноябрь1

Звуки А-У

«Улыбка», «Хоботок», д/и «В лесу»

2

Звук П

«Замок», «надуем шарик», «мышка пищит пи-пи-пи», « лопни шарик п-п-п»

3

Звук О

«Улыбка - колесо», болит зуб, наматываем клубок.

4

Звук И

«улыбка», «Ослик кричит и-а», «ишак», коротко-долго ИИИИИИ

Декабрь1

Звуки а-у-о

«Надуем и хлопнем шарик», песенка гласных звуков

2

Звук М

«Замок», «ма-му», «му-ма» песенки коровы

3

Звук Н

«Оскал», «Песенка слоненка»

4

Звук Т

Разговор зверят (та-та-ти-ти), забиваем гвозди т-т-т, «птенчик пробивает скорлупку»

Январь1

Звук К

Пистолет стреляет. Кукушка поет

2

Звуки П-Т-К

«Пузыри», «Молоток», «Пистолет»

3

Звук Б

«Лошадка», «нашинкуем язык», «играем на барабане»

4

Звук Э

«Эхо»

Февраль1

Звук Г

Разговор гусей

2

Звук Л

«Индюк», «Пароход гудит»

3

Звук ы

«Песенка ревы»

4

Звук С

«Песенка снежинки», «Проколотый мяч»

Март1

Звук Ш

«Гусь -ш», «подметаем двор»

2

Звуки с-ш

«Насос» -«Змейка»

3

Звук х

Погреем ручки, «Дровосеки»

4

Звук В

«Кролик», «Вьюга воет»

Апрель1

Звук З

«Комар и комарик»

2

Звук Ж

Жук жужжит, Близко - далеко

3

Звук Д

Забить гвозди д-д-д, дятел долбит клювом

4

Звук Ф

«Футбол», «Фырканье»

 

Тематическое планирование.

Подготовительная группа

(3 год обучения)

Месяц, неделя

Тема занятия

Октябрь 1

Буква У

2

Буква А

3

Буква И

4

Буква П

 Ноябрь 1

Буква К

2

Буква Т

3

Буква Х

4

Буква Ы

Декабрь       1

Буква М

2

Буква Н

3

Буква Б

4

Буква С

Январь 1

Буква З

2

Буква В

3

Буква Д

4

Буква Г

Февраль 1

Буква Э

2

Буква Й

3

Буква Е

4

Буква Я

Март 1

Буква Ш

2

Буква Ж

3

Буква Л

4

Буква Ц

Апрель 1

Буква Ю

2

Буква Р

3

Буква Ч

4

Буква Ф

 

Условия эффективности программы.

Для того чтобы реализация программы была успешной и способствовала достижению положительных результатов, нами были выделены необходимые условия, включающие в себя:

  • Соблюдение принципов, на которых строится коррекционная работа,
  • Необходимые дидактические материалы.
  • различие понятий  «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • различие гласных и согласных звуков;
  • дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки  и соответствующие им буквы;
  • составление слов с заданным звуком;
  • графическое написание букв;
  • определение в словах места и последовательность звуков;
  • определение количества звуков в словах, слов в предложениях;
  • плавное чтение слогов, слов;
  • правильное  написание букв, слогов, коротких слов.

Программа способствует собирание, накопление, изготовление с систематизацию наглядного и дидактического материала.

Результаты реализации программы.

В ходе реализации программы должны появиться определенные понятия и навыки:

 

Список оборудования и материалов:

¾    Магнитная доска и азбука;

¾    Графические изображения букв;

¾    Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;

¾    Подбор раскрасок  «Узнай букву» для профилактики дисграфии.

Список литературы:

  • Астафьева Е. О.Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект /
  • Агранович З.Е. Сборник домашних заданий . В помощь логопедам и
  • Гомзяк Щ.С. Говорим правильно в 5-6 лет: М.:Гном 2009г.
  • Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.
  • Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.

родителям, Детство – Пресс, С- П, 2004.

Приложение

Игры и упражнения по профилактике дисграфии и дислексии                                                                          

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

- Игра «Волшебная буква»                                                                                                                   

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.

Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась". Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

- Игра «На что похожа буква?»

А - антенна, телеграфный столб, стремянка;  У - уши, сучок, вешалка.

- Упражнение «Демонстрация букв в разном положении»

- Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

- Поиск букв, наложенных друг на друга

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец.

- Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

- Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

- Придумываем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.

- Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели - МУ. Вспомним слова с этим словом:

МУка, МУха, МУзей, МУсор - в начале слова.

эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) - в конце слова.

заМУтить, заМУчить, приМУла - в середине слова.

3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

Вначале необходимо дать понятие "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".                                                                                            

Составляем предложения, используя картинки, между которыми буква "а" (противительный союз). Например: Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например: Морковь - овощ, а яблоко - фрукт.

- Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.                                                                                                                                                         

- Игра "Слово рассыпалось".   Составление из данных букв слова.                                          Например: М. Т. С. О - мост;    Ы, 3, Б, У - зубы.

- Игра "Потерялась буква". Например, даются следующие сочетания: ДУ.     Д . М       Какое получится слово, если вставить буквы?  ДУ. - дуб, дух, душ;  Д . М - дым, дом, дам, дум.

 - Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль - сахар; ирис - игра; рак - роль; озеро - ослик; парк - пыль.

 

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

- Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например: яблоко (какое?) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное; след (чей?) - заячий, волчий, лисий, и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например: теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,...теплая - погода, кофта, весна, рука,...теплое - молоко, платье, письмо, озеро,...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например: кофта - красн..., син...; туфли - красн..., син...

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

- Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к ... (дому, отцу, решению); уйти от... (дедушки, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.

- Сочетание существительных с числительными.

Необходимо учить детей, верно, согласовывать числительные 1,2,5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят; одна курица, две курицы, пять куриц; одно яйцо, два яйца, пять яиц. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами, и ставится такое условие: в начале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи - по два, а у Ани - по пять. Затем они меняются карточками между собой.

 

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.                                                            

- Составление предложений по схемам:

______. Зима.  ______ ______. Наступила зима.

______ ______ ______. Наступила холодная зима.

______ ______ ______ ______. Наступила холодная вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов: Мы гуляли... лесу. Кошка сидит... окне.

б) Пропуск существительных: Яблоки растут на...

в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью...

г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).

д) Пропуск глаголов: Саша... машину. Папа... из машины.

- Выделение границ предложений в тексте.

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы: На улице льет дождь.

б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Цель: Учить слушать и слышать, различать и узнавать неречевые звуки.

Игра "Назови звуки, которые слышишь"

Логопед предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин.)

Игра "Путешествие".

Занятие проводится с подгруппой детей. Логопед предлагает послушать и отгадать, что делают взрослые (нянечка моет посуду, дети в группе: садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду.) Логопед уточняет, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети? (Стук посуды, струю текущей воды - эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы - этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т.д.)

Игра "Отгадай" что я делаю?"

Дети сидят полукругом. Логопед за ширмой совершает различные действия с предметами, дети называют эти действия: рвет бумагу, переливает воду, играет на металлофоне, пересыпает крупу, стучит молотком, хлопает в ладоши. (Логопед поощряет детей, если они правильно называют действия логопеда с предметами).

Игра "Где звенит колокольчик?"

Дети встают в круг. Водящий закрывает глаза, дети передают колокольчик, логопед жестом показывает, кто должен позвонить. Ребенок идет на звук и показывает на того, у кого в руке колокольчик.

Игра "Кто живет у Саши в деревне?"

Логопед рассказывает, как Саша отдыхал летом в деревне у бабушки. Каждое утро Саша помогал бабушке кормить всех животных, которые были у бабушки. Давайте попробуем отгадать, кого кормил Саша каждое утро? Логопед включает магнитофон. Дети слушают голоса животных: му-му, ку-ка-ре-ку, гав-гав, мяу-мяу, бэ-э... бэ-э, хрю-хрю. Логопед предлагает назвать животных: корова, петух, собака, кошка, овечки, поросенок.

Игра "Назови животных"

Вспомним, какие животные жили у Саши? Послушайте еще раз голоса животных и запомните, кто издавал звук первым, вторым и т.д. После прослушивания предлагается на полотне расставить картинки в той последовательности, как животные издавали звуки.

Игра "Оркестр"

Логопед предлагает послушать музыкальное произведение. После прослушивания назвать инструмент, на котором исполнялось музыкальное произведение (пианино, скрипка, гитара. .)

2 вариант игры "Наш оркестр"

Логопед предлагает послушать игру музыкальных инструментов."Наш оркестр". После прослушивания назвать инструменты, на которых играли дети (бубен, колокольчик, металлофон, пианино, ложки).

Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра "Отгадай, кто позвал?"

Дети стоят в кругу, водящий в центре, закрыв глаза. Логопед жестом показывает того, кто должен назвать имя водящего. Водящий отгадывает.

Игра "Кто сказал мяу?"

Ребенок называет не имя, а издает звук, подражая котенку. Водящий отгадывает, кто из детей издает звук (мяу).

Игры "Отгадай, кто сказал слово"

Логопед за ширму приглашает 3-х детей, объясняет правила игры. Каждый ребенок поочередно громко произносит одно и тоже слово: "Мама". Дети отгадывают имена детей, сказавших это олово.

Игра "Как сказать правильно?"

Незнайка принес вам новые игрушки и хочет их (вносится большая коробка). Как вы думаете, какие игрушки в коробке? (спросить 5-6 человек). Незнайка: я покажу вам игрушки: это кукла (показывает куклу). Это тукла, мукла, жукла. Логопед: дети. Незнайка запутался, как правильно сказать - это кукла. Незнайка: я постараюсь, скажу правильно - это мушка, ношка, мешка (показывает мишку). Это? Дети: мишка.

2 вариант игры "Слушай и поправляй"

Логопед: Незнайка, ты совсем запутался, потому что торопишься, учись слушать и думать. Посмотри, как дети умеют слушать. Я буду говорить слова, а дети, если я неправильно назову слово - хлопнут в ладоши и поправят меня. Вагон - вакон - факон - вагон - факон - вагом - вагоп - вагон. Какое слово я старалась сказать правильно? Дети: Вагон.

Игра "Какое слово я хотела сказать правильно?"

Логопед раздает картинки детям (шар, чашка, лента, кукла, флаг). Я буду произносить слова неправильно, догадайтесь, какое слово я хотела сказать, и покажите картинку, обозначающую предмет, который я хотела назвать.

Логопед: мар, кар, вар, кар, сар... Дети: шар (картинка, выставленная на полотне). Логопед: ташка, кашка, башка, башка... Дети: чашка.

Игра "Письмо от Незнайки "

Логопед: ребята, к нам пришло письмо. А написал письмо Незнайка. Давайте прочтем, что он нам написал. "Ребята, я научился писать и читать. У меня новая книска. Там много картинок. Тоска и татенок, собака и кенок, метух и турочка". Ребята, вы поняли, какие ошибки в письме? (Тоска и татенок - кошка и котенок, собака и кенок - собака и щенок, метух и турочка - петух и курочка). Логопед: у нас тоже есть такая книжка. Давайте, посмотрим картинки и назовем правильно животных.

Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу,

Игра "Цепочка слов"

Логопед: я начну слово, а вы, заменяя первый звук на любой другой, назовите свое олово. Майка - сайка - зайка - чайка - лайка - Райка; чашка - кашка - Машка - Сашка.

Игра "Найди парные картинки"

Логопед: на полотне разные картинки, рассмотрите, их я покажу картинку и назову, а вы найдите на полотне картинки, которые по своему названию с той, которую я назвала.

сук - лук рак - мак, дом - сом, пар-шар.

Игра "Назовите лишнее слово"

Логопед: я буду называть слова, которые по своему звучанию очень похожи друг на друга, но одно слово лишнее. Попробуйте его услышать. Мак - рак - бак - сук (сук); кот - пот - рот - кит (кит); Лук - сук - мак - жук (мак); ком - сом - дом - лом - ром - лук (лук). Логопед: кто запомнил, какие слова были лишними? Логопед выставляет картинки (сук, кит, мак, лук).

2 вариант игры "Уберите лишнюю картинку"

На полотне картинки, по своему звучанию очень похожи, но одна картинка лишняя. Найдите ее и уберите. Мак - лак - рак - кот. Сом - дом - ком – мак. 

Цель: Учить детей различать слоги.

Игра "Назовите, какой слог лишний"

Логопед: я буду называть слоги, слушайте и скажите, какой слог лишний?

На - но - на; ка - ко - ка; па - ба - па.

Игра "Телефон"

Дети сидят на стульчиках в один ряд. Логопед произносит слог на ухо ребенку и предлагает передать этот слог следующему ребенку и т.д. Логопед уточняет у каждого ребенка, какой слог он услышал? (Слоги: ПА КА ГА РА).

Цель: Учить детей различать фонемы.

Игра  "Отгадай, какой звук я произнесла?"

Логопед: мы с вами учились различать разные звуки, по звукам отгадывали действия детей и взрослых, но есть звуки, которые помогают нам понимать друг друга. Эти звуки соединяются в слоги, а слоги - в слова. Попробуйте отгадать, какой звук я произнесу. Будьте очень внимательными. Звуки, которые я произнесу, вы не услышите, но если внимательно смотреть на положение губ, то сразу отгадаете. Логопед широко открывает рот и беззвучно произносит звук [А]. Как вы догадались? Логопед: какой звук вы бы услышали сейчас? (логопед вытягивает губы в положение трубочки). Дети: звук [О]. Логопед: губы в улыбке и мы слышим звук? Дети: [И].

Игра "Назови звук"

Логопед: к нам пришел в гости Незнайка. Он хочет поиграть с нами. Отгадайте, какие звуки "произносит" Незнайка. Дети по положению губ отгадывают гласные звуки. Незнайка вам в подарок принес символы гласных звуков, попробуйте отгадать какие звуки обозначают эти символы? [А У И О] У незнайки есть очень любимая песенка, когда у него хорошее настроение, но всегда ее поет. Давайте споем ее вместе: А О У И. Дети вместе с логопедом поют "песню". Усиливая и уменьшая силу голоса.

Игра "Посмотри и запомни"

Логопед предлагает посмотреть на полотно и назвать символы гласных звуком. Предлагает детям запомнить последовательность расположения символов гласных звуков. Водящий уходит за дверь - логопед убирает один из символов, ребенок называет, какой символ убрали.

2 вариант.

Логопед предлагает посмотреть и запомнить последовательность расположения символов. Затем на полоске расположить символы гласных звуков в той же последовательности, как на доске, но по памяти [У О И А].

Игра "Я назову слова, а вы покажите символы"

Логопед: я назову слова, а вы подумаете, с какого звука начинается каждое слово и покажете символ этого звука: автобус, альбом, астра - [А] ; утка, улитка, утюг [У] ; осы, ослик, обруч - [О] ; индюк, икра, иголки - [И]

2 вариант.

Логопед: я покажу символ гласного звука, а вы придумайте слова, которые начинаются с этого звука. Логопед показывает символ гласного звука - [А]. Дети придумывают слова. Логопед контролирует правильность выполнения задания. Поочередно показывает символы гласных звуков [О У И].

Игра  "Волшебный кубик"

Логопед показывает кубик и спрашивает, чем он отличатся от тех кубиков, с которыми играют дети. Дети: на кубике нарисованы символы звуков. Логопед предлагает бросить кубик и придумать слова, которые начинаются с того звука, символ которого будет на кубике.

Игра "Рулетка"

Логопед предлагает поиграть в новую игру. На стрелочке цветные кружки - дети выбирают любой цвет и поочередно раскручивают рулетку. Каждый придумывает слово, которое начинается о того звука, символ которого показывает стрелка.

Примечание: Когда дети отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, логопед учит детей выделять заданный звук в середине, конце слова. По той же схеме дети учатся различать согласные звуки.

Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра "Читаем слова"

Логопед: я вам расскажу историю одной девочки, которая заблудилась в лесу (логопед рассказывает). Какое маленькое слово мы кричим в лесу, чтобы найти друг друга? Дети: АУ! Логопед: давайте попробуем с помощью символов составить это слово. Какой первый звук в слове АУ? Дети: [А]. Логопед: а второй звук? Дети: [У]. Логопед: какое же слово мы составили с помощью символов? Дети: АУ. Логопед предлагает "погулять" в лесу. Дети упражняются в подаче голоса (ау. ау. ау).