ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ ДЕТСКИЙ САД № 204 ОАО "РЖД" г. АБАКАН

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

домисолька

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии:

Федеральным законом от 29.12.2012г.  № 273 – ФЗ (об образовании в Российской Федерации)

Постановлением правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. № 706 (об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг)

Положением Детский сад № 204 ОАО «РЖД» об оказании дополнительных платных образовательных услуг.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

 

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у воспитанника развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, обогащаются представления об окружающем мире.

    Программа разработана на основе программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор -  Э.П.Костина). Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста.

Цель – Создание условий для формирования певческой культуры дошкольника; развитие певческих навыков.

Задачи:

  1. Способствовать формированию интереса к вокальному искусству.
  2. Создать условия для развития умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
  3. Создать условия для развития музыкального слуха, координации движения и голоса.
  4. Создать условия для развития умений различать звуки по высоте.
  5. Создать условия для развития чистоты интонирования, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  6. Создать условия для развития умений петь, выразительно передавая характер песни.
  7. 7.Способствовать формированию певческой культуры.

         Программа вокального кружка «Домисолька» рассчитана на 1 год обучения, предназначена для детей  4 – 7  лет. Предполагается 28 занятий в год. Занятия проводятся с 1 октября по 30 апреля,  один раз в неделю во второй половине дня. Форма обучения очная. Каникулы с 1 мая по 30 сентября.

Группа

Образовательная деятельность

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Средняя группа (4-5 лет)

20 минут

1

28

Старшая и подготовительная к школе группа (5-7 лет)

30 минут

1

28

 

Возрастные особенности

Средний возраст(от 4 до 5 лет)

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще, довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого). Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки, детские мультфильмы) применяются для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. До прослушивания музыкального произведения зрительная наглядность привлекается лишь тогда, когда надо, что-то разъяснить и проиллюстрировать (например, показать изображение музыкального инструмента, который будет звучать или показать персонаж на картинке, который споет нам песенку).

Если дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный репертуар, если песня полюбилась, ребята поют ее по своему желанию - они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями, что способствует их творческой активности и развитию музыкальных способностей.

Старший возраст(от 5 до 7 лет)

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

 

У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

          В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.      Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

        Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон  (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.
  • Создать условия для развития диапазона детского голоса.
  • Формировать умение брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.
  • Способствовать выразительному исполнению  песни  с разным эмоционально-образным содержанием.
  • Обеспечить условия для  коллективной творческой вокальной деятельности.

 

Задачи:

Средний возраст

 

  • Создать условия для упражнения в различении звуков по высоте, по длительности.
  • Создать условия для формирования чувства ритма, чистоты интонации.

Создать условия для развития умений  различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев.

Старший возраст

Создать условия для формирования и развития навыка выразительного исполнения.

  • Способствовать исполнению песни слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок.
  • Создать условия для знакомства с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение)

Планируемые результаты освоения программы

Средний возраст:

  1. Дети владеют навыками различения звуков по высоте и по длительности.
  2. чисто интонируют мелодию в поступенном движении вверх, в пределах 4-5 звуков.
  3. Могут различить и назвать отдельные части музыкального произведения.
  4. Выразительно и эмоционально исполняют музыкальное произведение.
  5. Исполняют песни слаженно, в одном темпе, отчётливо произносят слова, чисто интонируют мелодию, владеют навыком брать дыхание по музыкальным фразам и точно воспроизводить ритмический рисунок 
  6. Знакомы с основными средствами музыкальной выразительности

пения: петь легко, с четкой дикцией, петь хором и без него,

Старший возраст:

Содержательный раздел

            Структурной особенностью программы является тематическое планирование. Это способствует хорошему усвоению программы детьми дошкольного возраста.  Планируя образовательную деятельность, педагог может  выбирать  для каждой темы ту или иную форму работы для творческой организации образовательной деятельности. Творческие задания позволяют детям удовлетворить потребность в самовыражении, в самостоятельной и коллективной музыкальной творческой деятельности. 

Структурирование программы осуществлено, прежде всего, на основе традиционных подходов. На одной ступени представлены все виды детской музыкальной деятельности:

— слушание музыки;

— детская исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность);

Материал по каждой из них изложен в соответствии с традиционными программными компонентами:

— характеристика возрастных возможностей;

— задачи овладения ребенком деятельностью;

— содержание (музыкальный репертуар);

— показатели овладения ребенком музыкальной деятельностью.

Теоретический метод (рассказ, объяснение, беседа, описание).

    Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласных в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.
  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • Учебно-тематическим планированием.
  • Музыкальными инструментами.
  • ИКТ

2. Приемы работы над отдельным произведением:

3. Приемы звуковедения:

                                                                              

Учебный план

Содержание

 

Количество занятий

 

    День недели

   Время

Восприятие музыки

2

Вт-Чт

С 17.30 до 18.00

Артикуляция, выразительная дикция

4

Вт-Чт

С 17.30 до 18.00

Освоение техники распределения дыхания

4

Вт-Чт

С 17.30 до 18.00

Расширение певческого диапазона, чистота интонирования

8

Вт-Чт

С 17.30 до 18.00

Эмоционально-выразительное исполнение

10

Вт-Чт

С 17.30 до 18.00

Итого:

28

   

КАЛЕНДАРНО   ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

ОКТЯБРЬ

Раздел: Восприятие музыки

Дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

03.10 05.10

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – знакомство с микрофоном

Вокально-певческая постановка корпуса

Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - слушание

«Листики летят», М. Сидорова – 3б вверх, вниз

«Осень»

Кап-кап-кап

 10.10

 12.10

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково

Вокально-певческая постановка корпуса

(сидя, стоя)

Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 2 куплет, разучивание.

«Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз

«Осень»

Кап-кап-кап

 17.10

 19.10

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково

Вокально-певческая постановка корпуса

Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - закрепление

«Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз

«Осень»

Кап-кап-кап

 24.10

 26.10

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково

Вокально-певческая постановка корпуса

Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - закрепление

«Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз

«Осень»

Кап-кап-кап


НОЯБРЬ

Раздел: Артикуляция, выразительная дикция.

ДАТА

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

 01.11

 03.11

Пропой имя соседа слева

«Дыхание».

Л. Абелян – с.4

«Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз

«Мы поём» - 3б вверх, вниз

«Листопад»

«Хомячок»

 08.11

 10.11

Пропой имя соседа слева

«Дыхание. Дыхательная гимнастика».

«Хор и дирижер»

1-2-3

Л. Абелян – с.4-5

«Мы поём» - 3б вверх, вниз

«Без слов» - исполняется закрытым ртом

«Листопад»

«Хомячок»

 15.11

 17.11

Пропой имя соседа справа

«Дыхательная гимнастика».

«Хор и дирижер»

1-2-3-4

Л. Абелян – с. 5

«Мы поём» - 3б вверх, вниз

«Без слов» - исполняется закрытым ртом

«Листопад»

«Хомячок»

 22.11

 24.11

Пропой имя соседа справа

«Дыхательная гимнастика».

«Хор и дирижер»

1-2-3-4-5

«Мы поём» - 3б вверх, вниз

«Без слов» - исполняется закрытым ртом

«Листопад»

«Хомячок»

ДЕКАБРЬ

Раздел: Освоение техники распределения дыхания

ДАТА

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

 29.11

 01.12

Поздоровайся с кем хочешь

«Как беречь голос».

Л. Абелян с.9

«Без слов» - исполняется закрытым ртом

«Пою себе»

Серебристые снежинки.

Зимняя песенка

 06.12

 08.12

Поздоровайся с кем хочешь

«Как беречь голос».

Л. Абелян с.9

«Я красиво петь могу - слушание»

«Пою себе»

«Гармошка»

Серебристые снежинки.

Зимняя песенка

 13.12

 15.12

Поздоровайся, с кем хочешь

«Как беречь голос».

Л. Абелян с.9

 «Я красиво петь могу»

«Пою себе»

«Гармошка»

Серебристые снежинки.

Зимняя песенка

 20.12

 22.12

Поздоровайся, с кем хочешь

«Как беречь голос».

Л. Абелян с.9

 «Я красиво петь могу»

«Пою себе»

«Гармошка»

Серебристые снежинки.

Зимняя песенка

ЯНВАРЬ

Раздел: Расширение певческого диапазона, чистота интонирования

 

  ДАТА

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

 10.01.17

 12.01.17

Вот иду я вверх

«Звукообразование и звуковедение»

Л. Абелян с.11

Бубенчики

Хоровод

В новогоднем лесу.

 17.01.17

 19.01.17

Вот иду я вверх

«Звукообразование и звуковедение»

Л. Абелян с.11

Бубенчики

Хоровод

В новогоднем лесу

 24.01.17

 26.01.17

Вот иду я вверх

«Звукообразование и звуковедение»

Л. Абелян с.11-13

«Песенка про гласные»

Бубенчики

Хоровод

В новогоднем лесу

 31.01.17

 02.02.17

Вот иду я вверх

«Звукообразование и звуковедение»

Л. Абелян с.11-13

«Песенка про гласные»

Бубенчики

Хоровод

В новогоднем лесу

   

ФЕВРАЛЬ

Раздел: Расширение певческого диапазона, чистота интонирования

 

ДАТА

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

 07.02

 09.02

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.14-15

«Баю бай» р.н.п.

Лиса по лесу ходила

Пин и Гвин

 14.02

 16.02

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.15-16

«Птичка-синичка»

Лиса по лесу ходила

Пин и Гвин

 21.02

 23.02

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.16-17

«Динь-дон»

Скок - поскок

Тик -так

 28.02

 02.03

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.17-18

«Вопрос-ответ» - игра на развитие песенного творчества

Скок - поскок

Тик -так


 

МАРТ

Раздел: Эмоционально-выразительное исполнение

 

ДАТА

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

 07.03

 09.03

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18

Как под наши ворота

Веснушки

По весенней,

по воде.

 14.03

 16.03

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21

«Песенка про дикцию»

Как под наши ворота

Веснушки

По весенней,

по воде.

 21.03

 23.03

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21

«Песенка про дикцию», скороговорки

Музыкальное эхо

Веснушки

По весенней,

по воде.

 28.03

 30.03

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.21-22, скороговорки

Музыкальное эхо

Веснушки

По весенней,

по воде.

  

АПРЕЛЬ

Раздел: Эмоционально-выразительное исполнение

                                                             

Дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

 04.04

 06.04

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

«Пой со мной»

«Это я»

Песенка «Бабочек»

«Убежало молоко»

 11.04

 13.04

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

«Пой со мной»

«Это я»

Песенка «Бабочек»

«Убежало молоко»

 18.04

 20.04

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

«Пой со мной»

«Это я»

Песенка «Бабочек»

«Убежало молоко»

 25.04

 27.04

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

«Пой со мной»

«Это я»

Песенка «Бабочек»

«Убежало молоко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный раздел

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда

Программа реализуется на материально-технической базе детского сада, соответствует  государственным стандартам  и требованиям.

Программа обеспечена:

Перечень программно-методического обеспечения

  1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
  2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
  3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Программы, сценарии концертов.
  6. Сборники песен, попевок.
  7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски -  фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
  8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  10. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  11.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  12. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
  13. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
  14. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
  15. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
  16.  Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
  17.  Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
  18. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.
  19.  Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
  20. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
  21.  Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.  

 

 Список литературы

1.  Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.

     М. Просвещение, 1984г.